Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

1 августа 2018 года отцу Павлу Адельгейму исполнилось бы 80 лет



Вслед за этим 5 августа 2018 года минет 5 лет со дня убийства отца Павла. К этим датам мы выпустили небольшую книгу статей о. Павла, который принадлежит к сонму исповедников веры XX века, а его мученическая кончина открывает сонм исповедников веры XXI века.

Он был рукоположен в 1959 году, в разгар хрущевских гонений, определив тем самым свой путь. Сам свидетельствовал об этом так: «Конечно, мы знали, на что идем… что будем гонимы». В 1969 году он был арестован по клеветническому доносу, в действительности же за строительство нового храма в Кагане (Узбекистан), за проповедь, за собирание верующего народа — за все то, что запрещалось безбожной властью в те годы. Такой человек был неудобен атеистическим властям, и уже в заключении от него попытались избавиться — был организован «несчастный случай», но о. Павел чудом остался жив, хотя и лишился ноги. В 1972 году вышел из заключения инвалидом. Статья 190 «Клевета на советскую власть» определила дальнейшие сложности священнического пути.

Collapse )
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…

Лазарева суббота


В субботу за неделю до Пасхи, сразу по завершении сорокадневного Великого поста, вспоминается воскрешение Христом Его любимого друга Лазаря. И в церковном календаре, где этот день открывает цикл особых предпасхальных воспоминаний, и в евангелии от Иоанна, которое и доносит до нас свидетельство об этом событии, Лазарева суббота связана с наступлением последних дней земного пути Спасителя.

Collapse )

«Бога ударили по тонкой жиле, По руке или даже по глазу – по мне»



Очень любопытная статья Бориса Колымагина "Христос стал каждым из нас". Несколько слов о религиозной поэзии андеграунда в СССР. Автор дает обзор религиозной поэзии андеграунда 1960–1980 годов. Вот несколько фрагментов из статьи.

Звон церквей затонувших

Возможно, самой больной и в то же время самой очевидной темой была проблема церковных развалин. Согласно самой общей статистике, из церковных зданий, которых в 1917 году было около 70 тыс., оказалось разрушено две трети, среди них уникальные памятники архитектуры. Заброшенные церкви стояли перед глазами и верующих, и неверующих. И требовали от человека внутреннего ответа: как он относится к культурному коду России? Что делать с ветхим строением – снести и построить город-сад или?.. Это был вопрос совести.

Collapse )

Он был настоящим учителем и до последних дней оставался верным призванию



7 февраля отошёл ко Господу известный специалист по философии,
один из ведущих профессоров СФИ Григорий Гутнер


В день памяти своего небесного покровителя святителя Григория Богослова, на 58-м году жизни, отошёл ко Господу Григорий Борисович Гутнер – наш любимый профессор и брат во Христе.

Григорий Борисович Гутнер родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности (кафедра прикладной математики). В 1998 году защитил кандидатскую, а в 2009 – докторскую степень по философии. Руководил в Свято-Филаретовском православно-христианском институте (СФИ) кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Был ведущим научным сотрудником Института философии РАН. В последние несколько лет вёл в СФИ круглый стол по философскому осмыслению тоталитаризма, активно участвовал в круглом столе «Физика и богословие» с ведущими российскими физиками-теоретиками и профессорами СФИ. Григорий Борисович много лет преподавал в СФИ философию и историю научной мысли, а также читал курсы этики и логики в Богословском колледже.

Collapse )
На сессии заочного отделения. Февраль 2016 года

Автор: СОФЬЯ АНДРОСЕНКО Фото: АРХИВ СФИ И ПРЕОБРАЖЕНСКОГО БРАТСТВА

С днем памяти прп. Серафима Саровского!


Прп. Серафим Саровский (икона архим. Зинона)

«"Наставления" прп. Серафима в своем первоначальном подлиннике никогда напечатаны не были, и, по-видимому, не сохранились. — Пишет в своей книге "Преподобный Серафим Саровский" Владимир Ильин". — Приложенные к рукописи первого жития преподобного (написано иеромонахом Сергием в 1837 г.), они были ретушированы митр. Филаретом. Какого типа это была ретушь, видно из слов самого митрополита в письме к архим. Антонию:

"Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения, частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения и прекословий". Ясно — здесь речь идет о сглаживании особенностей индивидуального гения богодуховенного старца и сообщении "наставлениям" обычного, быть может, даже казенного склада.
Collapse )13. О скуке и унынии. (Начало пропускаем). "Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением; потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия"».

«Досадно мне, коль слово "честь" забыто...»

«Если открыть знаменитый толковый словарь Даля, то для слов "честность" или "честь" мы найдем следующее определение: честь — это чистая совесть, это достоинство. <…> Но в светском взгляде на человеческое достоинство нет ничего, что связывало бы достоинство или честь с совестью», — сказал недавно патриарх Кирилл.

Collapse )

Патриарх Алексий Первый: «Что это за гадость такая у тебя тебя на голове?»



«Не мы завели, не нам и менять», или несколько цитат о современной церковной субкультуре

«Не мы завели, не нам и менять» – это, кажется, один из самых живучих церковных мемов. Когда человек приходит в Церковь, он абсолютно уверен, что здесь все неизменно, все пришло из глубины веков. Проходят годы, прихожанин видит, что и окружающий мир, и церковная жизнь меняются, и начинает отчаянно защищать традиции, усвоенные им в первые годы церковной жизни. Мы любим архаику и видим седую древность во всем, что возникло не на наших глазах.

Иначе православная женщина выглядеть не может

Вопреки расхожему мнению, платок превратился в униформу православной женщины лишь в 60-е годы XX века. Нет, я не хочу сказать, что раньше женщины ходили в храм с непокрытой головой. Но головные уборы были куда разнообразнее. До революции женщины, принадлежавшие к образованным сословиям, ходили в шляпках (чуть позже – в беретах), а крестьянки – в платках. Это были обычные детали туалета: так ходили и на прогулку, и по делам, и в храм. По платку узнавали крестьянку, по шляпке – образованную женщину.

Превращением платка в униформу прилежной прихожанки мы обязаны советской власти. Дело в том, что в годы гонений на Церковь в храмах было куда больше женщин из народа. То есть в глаза бросались именно платки, а не шляпки. И послевоенная молодежь – первое поколение начинавшегося в больших городах советского религиозного возрождения – считала, что иначе православная женщина выглядеть не может. Интеллигентные прихожанки с недоумением смотрели на девушек из хороших семей, зачем-то нарядившихся домработницами.
...
В воспоминаниях о митрополите Питириме (Нечаеве) есть вот такой колоритный рассказ, относящийся уже к постсоветскому времени: «Однажды в монастырь приехала экскурсия студентов и православных преподавателей, несколько переусердствовавших в “форме одежды”. Владыка потом спросил: “А что это за тетки были с ребятами?” – “Это преподаватели, сотрудники кафедр института”. – “Да?.. А я думал – технический персонал!”»

Collapse )
Мода – она и есть мода
..
Все эти результаты опросов, платочки, бороды, длинные юбки, появляющиеся и исчезающие слова интересны для историка или антрополога. Только вот большого содержательного смысла за всем этим не стоит. Мода – она и есть мода. Об этом полезно помнить и не искать в популярных аксессуарах экзистенциальный смысл.

Александр Кравецкий

Лики эпохи: в воскресение говорим о людях, небезразлично относившихся к своему времени


В ближайшее воскресение приглашаю всех интересующихся нашей историей на семинар "ЛИКИ ЭПОХИ"

26 ноября в 14:00

Первые годы после окончания гражданской войны в России связаны с последствиями братоубийства, разрухи, духовного и душевного опустошения. Церковь и общество, пораженные внутренними и внешними нестроениями, казалось, переживали не лучшие времена. Но возросший интерес к духовным вопросам выдвинул тех, кто не был готов мириться с торжеством насилия и беззакония, уничтожения церкви и культуры.

Мы приглашаем всех к разговору и обсуждению вопросов:
– Какие качества человека – церковного и общественного деятеля – проявились в этих людях?
– Есть ли в сегодняшней церковной жизни возможность для применения этого опыта?

Collapse )

Большая часть людей хочет внешних изменений в своей жизни, но не готово измениться внутренне



— Печальным явлением церковной дореволюционной, да и сегодняшней жизни России является то, что вера для многих имеет ценность с бытовой, обрядовой точки зрения, но не воодушевляет их на исправление своей жизни,— говорит священник Илья Соловьев.— Вот, допустим, если случался неурожай, паводок, или заморозки, тот тут народ валом шел в церковь. И в то же время среди него наблюдалось глубокое равнодушие ко многим внутренним сторонам церковной жизни. Люди во все времена интересуются "защитными функциями религии", оберегаются от неприятностей, ищут удачи, жаждут чуда. Огромные очереди стоят к мощам чтимых святых, но многие ли из тех, кто стоит в этой очереди, знают о необходимости регулярной исповеди, причащения, исправления жизни в соответствии с заповедями Божиими? Большая часть людей хочет каких-то внешних изменений в своей жизни, но не готово при этом измениться внутренне, совершенствоваться нравственно. А ведь Христос говорит, что прежде, чем принести дар Богу, нужно, например, примириться с братом своим.

Collapse )