Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Сегодня день памяти прп. Кирилла Белозерского


Кирилл Белозерский (автор Дионисий Глушицкий)

Из жития св. Кирилла, в честь которого родители дали мне имя, хотелось бы отметить несколько моментов. Он постригся в Симонов монастырь, и когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. В 1390 году занял здесь место настоятеля, но через семь лет ушел на Север и на берегу обширного Сиверского озера основал новый монастырь, посвященный Успению Богоматери.

В последние годы жизни прп. Кирилла боярин Роман решил подарить обители село и прислал дарственную грамоту. Преподобный Кирилл рассудил, что если обитель станет иметь села, то для братии начнутся заботы о земле, появятся поселенцы, иноческое безмолвие нарушится, и отказался от дара. Свое последнее богослужение преподобный Кирилл совершил в день Святой Троицы, подтвердив свою духовную связь с прп. Сергием. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90-м году своей жизни 9 июня 1427 года.

Collapse )
promo mka март 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…

"Я не знаю своей родины, но я немного ее избороздил"


Ерофеев Венедикт Васильевич

24 октября 1938 г.  -  11 мая 1990 г.

Напомню старую запись, ему посвященную. Венедикт Ерофеев родился в посёлке в пригороде Кандалакши, его отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939-1954 гг. Детство Ерофеев провел по большей части в детском доме в Кировске. Сейчас в центральной городской библиотеке Кировска открыт музей, в котором нам довелось побывать. Все фото оттуда.


Collapse )


Ерофеев окончил школу с золотой медалью. В середине 1950-х — начале 1960-х учился сначала на филологическом факультете МГУ, потом в Орехово-Зуевском, Коломенском и Владимирском педагогических институтах, но отовсюду был отчислен.
Вот по этой докладной он был отчислен с филфака Владимирского педагогического института:


Ерофеев не только имел Библию. Отличаясь прерасной памятью, он еще и регулярно цитировал ее наизусть... За что и был отчислен как "не сдавший зачетную сессию". Тогда как в зачетке - лишь пятерки.

Collapse )
В 1985 году Венедикт Ерофеев принял крещение в католической церкви, в единственном в то время в Москве действующем католическом храме св. Людовика Французского. Крёстным отцом был друг Ерофеева, филолог Владимир Муравьев.

В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью — раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990 года, похоронен на Кунцевском кладбище. В Москве на площади Борьбы ему поставлен памятник, во Владимире на здании пединститута в честь Ерофеева установлена мемориальная доска.

«Бога ударили по тонкой жиле, По руке или даже по глазу – по мне»



Очень любопытная статья Бориса Колымагина "Христос стал каждым из нас". Несколько слов о религиозной поэзии андеграунда в СССР. Автор дает обзор религиозной поэзии андеграунда 1960–1980 годов. Вот несколько фрагментов из статьи.

Звон церквей затонувших

Возможно, самой больной и в то же время самой очевидной темой была проблема церковных развалин. Согласно самой общей статистике, из церковных зданий, которых в 1917 году было около 70 тыс., оказалось разрушено две трети, среди них уникальные памятники архитектуры. Заброшенные церкви стояли перед глазами и верующих, и неверующих. И требовали от человека внутреннего ответа: как он относится к культурному коду России? Что делать с ветхим строением – снести и построить город-сад или?.. Это был вопрос совести.

Collapse )

Столетие возвращения столицы в Москву



Как нам сообщает Википедия, перенос столицы из Петрограда в Москву «был инициирован новым большевистским правительством по ряду социальных и геополитических причин, тесно переплетённых друг с другом. Перенос столицы произошёл на основе "Извещения о переезде в Москву", которое подписал 12 марта 1918 г. Владимир Бонч-Бруевич, и которое затем подтвердил 30 декабря 1922 г. 1-й Всесоюзный съезд Советов». На деле же захватившие власть, а перед этим успешно развалившие армию большевики бежали от наступающей германской армии, подошедшей к Петрограду слишком близко.

Collapse )

«Нужно собирать русского человека»



2017-й закончился, год столетия революции прошел. Но мы не можем, перевернув календарь, забыть прошлое и перестать его осмыслять

«И сегодня многие наши трудности — из-за родовых пятен 75-летнего тоталитаризма, который одних растлил, в других вселил позвоночный страх, и это в нескольких поколениях. Но и это не все: он исказил историю и спрятал ее от нас, не допуская никаких дискуссий по существу», – из интервью с Натальей Дмитриевной Солженицыной от 30 января 2018 года. Оттуда же: «Коммунизм вообще – страшная штука, он требует от людей не только дисциплины, физического подчинения, всех сил, ума, таланта и неустанной работы. Нет. Сверх всего этого коммунизм требует душу».

Как подобное могло произойти с нами? И что нужно делать для преодоления личной и национальной трагедии? Ответы на эти вопросы можно найти у свидетелей революции. 28 января в Москве прошел концерт-размышление «1917. Эпоха глазами современников».

«Зал подходит для столетия революции – лучше некуда! Смотрите, все кресла – красные», – говорит местный звукорежиссер. Концерт начинается. Свет гаснет. И перед зрителями появляются герои. Это реальные личности, представители различных сословий, люди культуры, мыслители и поэты, писатели и врачи. Некоторые из них были друг с другом знакомы, некоторые никогда не встречались, но они собрались за одним столом, чтобы поделиться со зрителями своими переживаниями и предчувствиями, чтобы помочь нам через 100 лет осознать 1917 год.

Collapse )

Осип Эмильевич Мандельштам (15 января 1891 г., Варшава — 27 декабря 1938 г., ГУЛАГ)



Примечательно, что на один день приходится память о двух удивительных людях - прп. Серафиме Саровском и Осипе Мандельштаме. Поэт, для которого вся мировая культура была родным домом, одинаково естественно живший в античной Греции, средневековой Скандинавии и современной ему России, он сумел выразить это своим словом.

x x x

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!"- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...

Апрель 1912


Collapse )

Грамматический террор. Как большевики свергли правила орфографии



1 января 1918 года победивший пролетариат ввел новую орфографию и сделал ее общеобязательной. Большевики, правда, не придумали ничего нового, а лишь воспроизвели аналогичное распоряжение Временного правительства. Однако если Временное правительство исходило из того, что в течение долгого времени старые и новые правила будут сосуществовать, то большевики решили провести реформу фактически за один день. Насилие оказалось эффективным способом утверждения новых правил орфографии. Так что в глазах потомков реформа ассоциируется с большевиками и до сих пор называется большевистской.

АЛЕКСАНДРА ПЛЕТНЕВА, АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ
Малограмотные грамотеи

В России любят просвещать народ... Однако была одна область, по отношению к которой все были единодушны, — это обучение крестьян грамоте. В том, что умение читать и писать является благом и необходимым навыком, радикалы сходились с консерваторами. Последняя четверть XIX века проходила под знаком народного просвещения. Число школ стремительно увеличивалось, и это приносило плоды. По данным переписи 1897 года, среди жителей России в возрасте 10–19 лет было 51% грамотных, в то время как среди 50–59-летних — 20,1%. Разница более чем в два раза!
Collapse )

"Я новый человек. У меня передовые взгляды. Я хочу устроить рай на земле и никак не меньше..."



Кто мы? Наверное, трудно сегодня найти более актуальный вопрос. Им задается Феликс Разумовский, продолжая цикл своих программ "Кто мы? 1917: Переворот? Революция? Смута?" Цитата из 1 части вынесена в заголовок поста. На рубеже XIX-XX веков таких новых людей стало немало. Что получилось потом? "Весь мир до основания..." - и попытки создания "новой общности". А затем - руины. Что возникнет на них?..

Collapse )