Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

«Бога ударили по тонкой жиле, По руке или даже по глазу – по мне»



Очень любопытная статья Бориса Колымагина "Христос стал каждым из нас". Несколько слов о религиозной поэзии андеграунда в СССР. Автор дает обзор религиозной поэзии андеграунда 1960–1980 годов. Вот несколько фрагментов из статьи.

Звон церквей затонувших

Возможно, самой больной и в то же время самой очевидной темой была проблема церковных развалин. Согласно самой общей статистике, из церковных зданий, которых в 1917 году было около 70 тыс., оказалось разрушено две трети, среди них уникальные памятники архитектуры. Заброшенные церкви стояли перед глазами и верующих, и неверующих. И требовали от человека внутреннего ответа: как он относится к культурному коду России? Что делать с ветхим строением – снести и построить город-сад или?.. Это был вопрос совести.

Collapse )
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…

Столетие возвращения столицы в Москву



Как нам сообщает Википедия, перенос столицы из Петрограда в Москву «был инициирован новым большевистским правительством по ряду социальных и геополитических причин, тесно переплетённых друг с другом. Перенос столицы произошёл на основе "Извещения о переезде в Москву", которое подписал 12 марта 1918 г. Владимир Бонч-Бруевич, и которое затем подтвердил 30 декабря 1922 г. 1-й Всесоюзный съезд Советов». На деле же захватившие власть, а перед этим успешно развалившие армию большевики бежали от наступающей германской армии, подошедшей к Петрограду слишком близко.

Collapse )

«Нужно собирать русского человека»



2017-й закончился, год столетия революции прошел. Но мы не можем, перевернув календарь, забыть прошлое и перестать его осмыслять

«И сегодня многие наши трудности — из-за родовых пятен 75-летнего тоталитаризма, который одних растлил, в других вселил позвоночный страх, и это в нескольких поколениях. Но и это не все: он исказил историю и спрятал ее от нас, не допуская никаких дискуссий по существу», – из интервью с Натальей Дмитриевной Солженицыной от 30 января 2018 года. Оттуда же: «Коммунизм вообще – страшная штука, он требует от людей не только дисциплины, физического подчинения, всех сил, ума, таланта и неустанной работы. Нет. Сверх всего этого коммунизм требует душу».

Как подобное могло произойти с нами? И что нужно делать для преодоления личной и национальной трагедии? Ответы на эти вопросы можно найти у свидетелей революции. 28 января в Москве прошел концерт-размышление «1917. Эпоха глазами современников».

«Зал подходит для столетия революции – лучше некуда! Смотрите, все кресла – красные», – говорит местный звукорежиссер. Концерт начинается. Свет гаснет. И перед зрителями появляются герои. Это реальные личности, представители различных сословий, люди культуры, мыслители и поэты, писатели и врачи. Некоторые из них были друг с другом знакомы, некоторые никогда не встречались, но они собрались за одним столом, чтобы поделиться со зрителями своими переживаниями и предчувствиями, чтобы помочь нам через 100 лет осознать 1917 год.

Collapse )

Осип Эмильевич Мандельштам (15 января 1891 г., Варшава — 27 декабря 1938 г., ГУЛАГ)



Примечательно, что на один день приходится память о двух удивительных людях - прп. Серафиме Саровском и Осипе Мандельштаме. Поэт, для которого вся мировая культура была родным домом, одинаково естественно живший в античной Греции, средневековой Скандинавии и современной ему России, он сумел выразить это своим словом.

x x x

Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
"Господи!"- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди!
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади...

Апрель 1912


Collapse )

Грамматический террор. Как большевики свергли правила орфографии



1 января 1918 года победивший пролетариат ввел новую орфографию и сделал ее общеобязательной. Большевики, правда, не придумали ничего нового, а лишь воспроизвели аналогичное распоряжение Временного правительства. Однако если Временное правительство исходило из того, что в течение долгого времени старые и новые правила будут сосуществовать, то большевики решили провести реформу фактически за один день. Насилие оказалось эффективным способом утверждения новых правил орфографии. Так что в глазах потомков реформа ассоциируется с большевиками и до сих пор называется большевистской.

АЛЕКСАНДРА ПЛЕТНЕВА, АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ
Малограмотные грамотеи

В России любят просвещать народ... Однако была одна область, по отношению к которой все были единодушны, — это обучение крестьян грамоте. В том, что умение читать и писать является благом и необходимым навыком, радикалы сходились с консерваторами. Последняя четверть XIX века проходила под знаком народного просвещения. Число школ стремительно увеличивалось, и это приносило плоды. По данным переписи 1897 года, среди жителей России в возрасте 10–19 лет было 51% грамотных, в то время как среди 50–59-летних — 20,1%. Разница более чем в два раза!
Collapse )

"Я новый человек. У меня передовые взгляды. Я хочу устроить рай на земле и никак не меньше..."



Кто мы? Наверное, трудно сегодня найти более актуальный вопрос. Им задается Феликс Разумовский, продолжая цикл своих программ "Кто мы? 1917: Переворот? Революция? Смута?" Цитата из 1 части вынесена в заголовок поста. На рубеже XIX-XX веков таких новых людей стало немало. Что получилось потом? "Весь мир до основания..." - и попытки создания "новой общности". А затем - руины. Что возникнет на них?..

Collapse )

«Дни, которые потрясли мир». 1917 год сто лет спустя.



Этот фильм - один из итогов уходящего года, связанного с воспоминанием катастрофы столетней давности. Ее последствия мы все несем в себе, и попытка показать это авторам фильма вполне удалась. Совершенно случайно я тоже попал в кадр, не представляя, что получится из этих съемок. Результат получился интересный и достойный.

Граждане иностранных государств и России, историки, культурологи, общественные деятели размышляют о своем отношении к событиям 100-летней давности: что было бы с Финляндией, если бы Ленин не сдержал обещания, что спасло Индию от социального эксперимента, что дала личность вождя пролетариата миру, что изменилось в самом русском человеке. Трагедия, катастрофа, достижение: октябрь 1917 г. перевернул ход истории...

В фильме по-новому зазвучали свидетельства очевидца революции, американского журналиста Джона Рида о «10 днях, которые потрясли мир».

Collapse )

Сотрудничали ли декабристы с иностранными разведками?



Попалось мне на днях Обращение Вольного исторического общества к министру образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильевой. Довольно любопытный текст, тем более что сам я бывал на выставках из серии «Россия — моя история» (и даже записал некоторые свои впечатления здесь и здесь). Копия этого обращения отправлена куратору этого проекта председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову). К этому обращению ВИО присоединилась еще Ассоциация «Свободное слово», правозащитное объединение литераторов, журналистов, переводчиков, редакторов, издателей, профессиональных блогеров.

Что же вызвало такую реакцию историков и других деятелей культуры? Приведу только несколько цитат из обращения. «Концепция парка есть результат творчества Патриаршего совета по культуре, существующего на правах синодального отдела РПЦ под председательством епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Совместимо ли внедрение такого "пособия" в учебный процесс со светским характером образования в РФ? По существу концепция также вызывает множество вопросов. Чем вызван панегирический уклон в изображении всех без исключения царей? Почему никто, кроме правителей, с точки зрения создателей выставки, не наделен правом думать о благе России? Допустима ли для популярной, но все же просветительской выставки столь широко практикуемая ее создателями "модернизация", то есть приписывание "по аналогии" историческим деятелям и событиям совершенно несообразных им современных мотивов и контекстов? Или напротив, наносит ущерб воспитанию историзма?

Collapse )
Однако все остальное продолжает триумфально шествовать по стране, создавая новую мифологию на руинах старой.