Вхождение современных катехуменов в церковную и личную молитву: затруднения, проблемы и пути их решения Андрей Васенёв (Тверь, СФИ) |
Тема, обозначенная в заглавии доклада, вскрывает ряд существенных вопросов, которые наиболее остро встают сегодня в русской православной церкви в связи с повышенным интересом к миссии и катехизации.
Один из этих вопросов — вопрос обретения опыта личной и церковной молитвы в контексте введения человека в церковь через катехизацию, стоит в ряду основополагающих моментов воцерковления человека.
В молитве узнаётся человек и его устремление к богопознанию. Молитва, таким образом, играет роль, в том числе, и некоторого критерия воцерковления человека: ритм, участие в церковной молитве и содержание личной молитвы — вполне конкретные показатели духовного пути человека, как для катехизатора, так и для самого катехумена.
На сегодняшний день при резко возросшем интересе к этой области церковной жизни, мы наблюдаем дефицит методических материалов и работ описывающих практический опыт катехизации.
Содержание этого доклада отразит приблизительную классификацию и систематизацию вышеуказанных проблем, а так же обозначение путей их решения в контексте огласительной системы в современной ситуации.
Итак. Церковь Христова рождается в молитве. «Евангелие от Луки заканчивается указанием, что апостолы пребывали в храме «постоянно… благословляя Бога» (Лк 24:53, Деян 5:12). Петр молится при наступлении шестого часа (Деян 10:9), он же и Иоанн идут на молитву девятого часа, что указывает на литургический ритм. Это общинная молитва подготавливающая пятидесятницу, в дальнейшем служит подготовкой ко всем вообще значительным моментам церковной жизни на протяжении Деяний»1.
Словами Феофана Затворника, «дело молитвы есть первое дело в христианской жизни»2.
Чтобы перейти к систематизации опыта, необходимо договориться о понятиях.
Если под катехизацией понимать введение оглашаемого в канонические, мистериальные и мистические границы церкви, то нетрудно понять, что внутрицерковное пространство предполагает, что всякий входящий в него входит и в молитву церкви. В свою очередь, введение в церковную молитву предполагает наличие опыта личной молитвы оглашаемого.
Читать далее
Journal information