Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

К годовщине передачи Крыма

Оригинал взят у oadam в К годовщине передачи Крыма
Причина передачи Крыма от России Украине проста и банальна, как и вся наша жизнь.
    Ровно 59 лет назад, 19 февраля 1954 года, Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. По официальной версии, это государственное решение в целях укрепления многовековой дружбы украинского и русского народа. По другой – случайный подарок Никиты Хрущева ко Дню рождения своей супруге-украинке. По третьей – Хрущев тем самым хотел заручиться поддержкой секретарей украинских обкомов. По четвертой – потому, что Хрущев просто волюнтарист, и ему беспричинно захотелось вот так.
     На самом деле, всё гораздо проще и прозаичнее – причиной передачи Крыма стало строительство Северо-Крымского канала.
канал01

    До 60-х годов прошлого века степной Крым представлял собой довольно унылое зрелище: выжженные солнцем сухие степи и крымское предгорье, испещренные сетью грунтовых дорог, пыльных летом и практически непроходимых зимой. И редкие и неухоженные населенные пункты, в большей половине которых вода была малопригодна для питья. Её брали из прудов и речушек, да и те уже к середине лета высыхали. Запас колодцев с качественной водой был мизерным, и доставать воду приходилось с трудом из большой глубины.

    После сильной засухи 1833 года и наступившего за ней голода, недостаточная водообеспеченность Тавриды была признана официально, и начался поиск новых источников водных ресурсов. Решение лежало на поверхности – использовать воды Днепра путём строительства канала. Однако денег на это (около 40 миллионов царских рублей по ценам конца XIX – начала XX) взять было негде.
    Окончательно решить проблему обеспечения Крыма пресной водой взялись лишь при Советской власти, и 21 сентября 1951 года, в центральной газете ЦК КПСС «Правде» появилось постановление Совета министров СССР «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно- Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма».
    Но встал вопрос: «А кто будет управлять строительством этой крупнейшей в Европе водной артерии по снабжению степного Крыма днепровской водой?» Если вы думаете, что это не проблема, то вы ошибаетесь.
По мере роста советской экономики, множилось количество отраслевых министерств и межотраслевых ведомств, что к середине 1950-х годов привело к вопросу её управляемости.
    Министерства в СССР подразделялись на общесоюзные (руководили порученной им отраслью на всей территории СССР) и союзно-республиканские (руководили соответствующими отраслями на территории союзной республики). Но даже теми проектами, которые находились в союзном подчинении, непосредственно управляли министерства тех республик, на территории которых эти объекты строились.
246214277

    Пока шли проектные и геологоразведочные работы, этот вопрос остро не стоял, но к 1954- му году был подготовлен проект строительства первой очереди водной артерии. Это требовало привлечения не только десятков тысяч рабочих, но и техники: грейдеров, земснарядов, дорожных машин, шагающих экскаваторов. Строительство нужно обеспечивать кабелем, шифером, связью, электричеством, наконец. Одновременно с Северо-Крымским каналом было решено было строить параллельное каналу добротное и современное по тем временам асфальтированное шоссе.
    С Каховской ГЭС и Южно-Украинским каналом было всё понятно – была создана новая организация «Укрводострой», которая находилась в оперативном подчинении Совета министров УССР. Кроме того, в УССР существовал «Днепрострой», который в 1927-1932 годах возводил Днепровскую ГЭС.
    А Северо-Крымский канал кто строить будет? В РСФСР была подобная «Днепрострою» организация – «Дальстрой», которая строила Волго-Донской канал. Но «Дальстрой» подчинялся НКВД, и Волго-Донской канал строился силами зэков.
0261034054

   Чтобы Совет министров УССР руководил объектом, строящимся на территории РСФСР – такого в советской истории не было (как и наоборот, впрочем). А доводить строительство Северо-Крымского канала до границы Крыма, а потом передавать его строительство в оперативное управление Совета министров РСФСР – это просто глупо.
    Кроме того, проблема управлением анклавом РСФСР из Москвы существовала и до этого, и было очевидно, что из Киева руководить Крымской областью гораздо удобнее. Вот тогда Хрущеву и пришла в голову идея разом решить все административные и технические вопросы, и подчинить Крымскую область той административной союзной единице, к которой она ближе.

     Да и какая, собственно, разница, какой союзной республике административно подчиняется Крым, если Советский Союз один, и он нерушим? А тут и 300-летие Переяславской рады очень удачно подвернулось.
   И уже на Киев в последующие годы легли проблемы обустройства Крыма. Вроде решения 1958 года о проведении беспрецедентного в Европе горного эксперимента – постановление Совета министров УССР «О строительстве троллейбусной линии Симферополь-Алушта-Ялта», да и многих других.
11331973

    Так что на судьбу Крыма повлияло не стремление еще больше сблизить русские и украинские народы. И не романтичное желание сделать приятное жене-украинке. И не волюнтаризм Хрущева. На передачу Крымской области повлияло унылое хозяйственное решение о строительстве Северо-Крымского канала, только после появления которого в начале 60-х, Крым
стал «краем садов и виноградников».

    И для самого полуострова этот канал гораздо важнее, чем украинская или российская административная принадлежность Крыма, уж поверьте мне – я там жил, я знаю…
Tags: дата, перепост
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments