Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Приход и община — церковная повседневность глазами социологов

Преображенское содружество малых православных братств
Приход и община — церковная повседневность глазами социологов

Вышла книга "Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности"


Недавно в издательстве "Весь мир" вышла книга "Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности". Ее авторы — старший научный сотрудник Научного центра международных исследований (Centre d’études et de recherches internationales, CERI) при Парижском Институте политических наук (Sciences Po) Кати Русселе (Kathy Rousselet) и профессор РГГУ, исследователь Центра изучения религий Александр Агаджанян. Эту книгу обязательно стоит прочесть.

Книга "Приход и община в современном мире" — сборник научных трудов, но ознакомиться с ним будет интересно и людям, не являющимся специалистами. Тексты сборника читаются легко и статьи не перегружены терминами. Верующим людям будет интересно увидеть свой мир со стороны глазами исследователя и узнать об особенностях приходской жизни в разных уголках России и других регионах, а неверующим будет интересно познакомиться с приходской жизнью изнутри. Может быть, этот интерес станет для кого-то перовым шагом на пути в храм.

Эта книга — результат совместного проекта, в котором приняли участие специалисты из России, Франции и Германии и Болгарии. В сборник вошли материалы, полученные в ходе исследований, проведенных в разных областях России. Авторы рассматривают особенности становления православных религиозных общин, взаимоотношений священников и мирян, взаимодействия прихожан друг с другом и окружением. Речь идет о корневой системе российской религиозности, именно такой подзаголовок выбран для книги. Корни — определяющая часть системы, но она скрыта от глаз, и ее изучение — дело кропотливое и долгое. Исследователей интересовала повседневная жизнь русского Православия и развитие этой традиции в ХХ веке после распада Советского Союза.

В России возрождение интереса к приходской жизни произошло в начале ХХ века, но традиция этих исследований, едва возникнув, вскоре прервалась. В связи с историческими катаклизмами вскоре изменился и ушел с общественной сцены и сам предмет изучения. В советское время религиозная жизнь находилась под спудом, но, тем не менее, и тогда шли очень интересные дискуссии о религиозной жизни, о которых мы начинаем узнавать только сейчас из архивных документов.

Кстати сказать, на сегодняшний день российских исследований, посвященных религиозной жизни, не так много. Среди них можно выделить диссертацию Арины Тарабукиной "Фольклор и культура прицерковного круга", в которой автор подробнейшим образом описывает систему взглядов и ценностей и оценок, сложившуюся у наших современников на приходском уровне. Очень интересна работа Валентины Чесноковой "Тесным путем", посвященная процессу воцерковления населения России в конце ХХ века. Автор этого исследования анализирует становление приходов в период возрождения церковной жизни. Автор книги "Русская Православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" Николай Митрохин рассматривает Церковь с точки зрения структуры, иерархии и церковно-государственных отношений, но и в его работе тоже есть главы, посвященные приходской жизни. Вот так в общих чертах выглядит научный ландшафт, на котором появилась книга, ставшая предметом разговора.

Чтобы увидеть жизнь общины изнутри, исследователю, человеку внешнему, нужно провести в этой среде достаточно долгое время. Немецкий антрополог Детелина Тошева больше года прожила в Ленинградской области, изучая жизнь трех небольших местных приходов и их непростые взаимоотношения.

Но не всегда исследователи изучают приходскую жизнь сугубо извне. Авторы работы "Портрет одного молодежного прихода при университетском храме" Ольга Свешникова и Ирина Пучкова сами являются прихожанами Татианинского храма в Омске, жизнь которого они исследовали. Кстати, такой метод имеет давние исторические традиции, авторы первых зарубежных исследований были католиками и изучали мир, который им был привычен и близок, а секуляризация социологии произошла значительно позже.

Объектом исследования Ирины Семеновой-Тянь-Шанской-Байдиной стал православный приход в Казани и особенности формирования православной субкультуры в мусульманском окружении. Француженка Кати Русселе, изучавшая в России аспекты отношений священников и мирян, а именно — послушание и благословение, взяла множество интервью у священников и прихожан из разных епархий России. Иногда (но, далеко не всегда) чтобы получить интервью, ей самой приходилось брать благословение у правящего архиерея.

Так в чем же разница между терминами "приход" и "община?" Авторы исследований, вошедших в сборник, не дают единого ответа на этот вопрос. На обложке сборника изображена Чаша. Евхаристия — это то, что объединяет православных христиан, но члены одной общины далеко не всегда бывают прихожанами одного храма.

В одной из статей книги приводится довольно парадоксальный случай, когда в храме, в котором два года не было священника, община продолжала существовать, сплотившись вокруг неформального лидера — церковного старосты. Жизнь этой общины описана в статье Романа Поплавского "Приход Св. Николая Чудотворца в ожидании настоятеля".

Другой возможный вариант осмысления терминов "приход" и "община" основан на сочетании коллективного и индивидуального. В этом понимании общиной можно считать некую сплоченную группу прихожан, где "все свои", а приходом — более открытую. Ольга Брестская в своей работе рассматривает два белорусских прихода, находящихся неподалеку друг от друга, один из них — общинного типа, с тесными и давними связями между людьми, а другой — более индивидуализирован, открыт для новичков и людей, которые не стремятся к общинной солидарности и "удовлетворив свои религиозные потребности" (звучит — ужасно, но по сути — верно), уходят сразу после службы.

Заметим, что социологический подход к исследованию религии не предполагает, что некоторые из вариантов общинной жизни являются более "правильными" по отношению к другим. Исследователи могут обозначить лишь некоторые крайние точки, например, после смерти или ухода лидера община часто распадается, но если большинство ее членов после этого перестают ходить в какой бы то ни было храм, возникает вопрос, была ли цель их пребывания в общине религиозной или сугубо социальной.

Социологический подход позволяет обсуждать непростые вопросы современного Православия, например вопросы субординации и роли священника в общине. С одной стороны, батюшка должен быть духовным лидером, а с другой — он может быть в одночасье переведен в другой храм и даже в другой район, с этим связана некоторая специфика его служения. Благо или зло в таком случае харизматический лидер и насколько далеко могут простираться границы его харизмы — вопрос дискуссионный. Как показал опыт Кати Русселе, дискуссионными могут становиться даже такие, казалось бы, бесспорные вещи, как послушание и благословение, потому что выяснилось, что под этими словами в разных приходах понимаются очень разные вещи.
Алиса Орлова

www.foma.ru
Tags: церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments