Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Из FB А.И. Шмаиной-Великановой

Оригинал взят у nat_i в Из FB А.И. Шмаиной-Великановой
Что посылает Бог?

Вот как оно было:

С моим любимым крестником мы сооружали вот эту страницу Фейсбука, где мы с вами беседуем, дорогие друзья, родичи, коллеги и ученики! Зазвонил телефон. Это говорили из крупного, независимого еженедельника, выходящего и в Интернете и в бумажном варианте. Просили ответить на несколько вопросов о Заостровье. Я так обрадовалась, что не спросила даже, откуда они меня знают, а когда подруга поинтересовалась, кто их послал, ответила задумчиво: "Бог". Ответила я на их вопросы (двое суток старалась), потом с милой редакторшей мы сокращали текст, потом разыскивали подобающую случаю фотографию, все... Нет нет моего интервью. Сегодня вечером звонит смущенно милая редакторша: "Не пропустили материал"... Ими заказанный, отредактированный, согласованный. С самого верху намекнули. Ниже расположен текст моего интервью, до сокращений и правок. Вопросы сохраняю редакционные.

1. В чем уникальность Заостровской общины?

ЗАОСТРОВСКАЯ община - условное название. В большом селе Заостровье Архангельской области находится заметный каменный Сретенский храм, конца 19го века, действующий, никогда не закрывавшийся. Совсем рядом с ним стоит деревянный Покровский храм 17го века, уникальный, жемчужина русского Севера, не действующий, реставрируемый Министерством Культуры РФ. Вокруг Сретенского храма за последние двадцать лет, когда настоятелем там был иерей Иоанн Привалов сложилась большая община (называемая иногда "братством"), несколько сот человек, самых разных: древних поморских старух, инженеров с военно-морских предприятий Северодвинска, преподавателей Поморского университета, парикмахеров, и доярок. Много детей, прекрасная библиотека, храм полон в обычное воскресенье почти как на Пасху. Однако уникальность общины не в этих достижениях, она в том, что там христианская жизнь соответствует (по-моему, но далеко не только моему впечатлению) своей задаче: заостровцы совместно живут по Евангелию, в Христовой любви. И этим отличаются от окружающего их и нас всех, мира. Как они отличаются, очень убедительно рассказал при мне как-то Сергей Юрский «и я со спины, по походке! – по походке вас узнал».

2. «Живая церковь» - так часто называют последователей о. Георгия Кочеткова. Значит, есть и «мертвая»?

В этом вопросе надо разграничить обличительную фразеологию от сути. Исторически «Живая церковь» в кавычках – чекистское устройство 20ых годов 20го века. Так иногда клеветнически именуют Преображенское Содружество Малых Братств, духовный попечитель коего священник Георгий Кочетков (сокращенно – ПСМБ, в просторечии – кочетковцы). Христианская Церковь жива уже две тысячи лет и не умрет, так я верю. Церковь, как известно – Тело Христово. Тело же состоит из больных и здоровых клеток, Церковь может быть названа и «сообществом святых» и «толпой кающихся грешников». Есть в ней, наверно, и мертвые, со временем отпадающие клетки, но не нам решать, кто отпал. А еще есть, по выражению святого 20го века, церковного писателя и многолетнего зека, Сергея Иосифовича Фуделя «церковный двойник». Он в Церкви не пребывает, только притворяется церковным, хотя может поселяться на самом верху церковной иерархии. Когда архиерей произносит: «Клянусь Богом, что в СССР нет гонений на веру!» - это говорит двойник. Когда другой архиерей отвечает беременной попадье, которая молит не прогонять из церковного дома до родов: «Церковь – не богодельня!» - это говорит двойник. Когда выступает от имени Церкви человек, работающий в преступной организации (ЧК- НКВД – ГПУ – МГБ - КГБ – ФСБ), это – говорит двойник, Церкви тогда заткнут рот. Итак, мертвой церкви быть не может, но есть Церковь живая вечной Христовой жизнью, и есть Ее мертвый, фиктивный двойник, тень.

3. Чем провинился о. Иоанн Привалов? Он руководит общиной и приходом уже почти 20 лет, почему его судьба решилась всего за две недели?

С одной стороны, все просто: о.Иоанн Привалов провинился тем, «что хочется мне кушать». Насколько мне известно, за последние два года подверглись разорению самые разные приходы, воскресные школы и храмы Архангельской епархии, уличенные только в благосостоянии или обладании чем-нибудь интересным (иконами, хором, состоятельными прихожанами). С другой стороны, топор обрушивается на эти объекты, на мой взгляд, не совсем случайно – они чем-нибудь духовно тоже прекрасны. У начальства обычно тонкий обратный вкус: Мандельштам и Платонов стерты товарищем Сталиным с лица земли не случайно, а по причине своей гениальности. Так и тут – о.Иоанн Привалов прежде всего провинился тем, что он замечательный пастырь, к которому тянутся сердца тысяч людей. А кто пойдет исповедоваться к стукачу? И стукачам – завидно. Почему именно за последние две недели совершился погром Заостровья, я не знаю. Не хочется гадать.

4. Не напоминает ли это рейдерский захват и уничтожение конкурентов?

Напоминает. С моей точкой зрения по этому вопросу можно познакомиться здесь (в Фейсбуке на странице Ольги Седаковой: http://www.facebook.com/osedakova/posts/475714289133873?comment_id=5142643&offset=0&total_comments=62).

5. Не станет ли подобная практика поводом для гонений в других епархиях и «чистки рядов»?

Уже давно стала. Однако по этому вопросу стоит, по-моему, расспросить людей более чем я, церковных и компетентных. Прежде всего, отца Павла Адельгейма.

6. О. Иоанн нашел и гонителей и защитников. Православие расколото?

Православие, как мне представляется, многообразно и расколоться ему трудно. Среди гонителей о.Иоанна есть люди, которые относятся к Православию, по-моему, весьма условно, например, сайт «Русская народная линия», который не раз выступал за канонизацию Григория Распутина и товарища Сталина. Есть и церковные люди, есть и православные священники, вынужденные к этому какими-то причинами, или видящие Православие иначе, чем о.Иоанн. Среди защитников о.Иоанна встречаются неверующие или далекие от Церкви люди, которые просто не могут переносить «когда все – на одного», есть и псаломщики, и православные священники. Расколото не Православие, как мне кажется, а русское общество. Однако всем нам следует, по-моему, помнить предостережение Ильи Ильфа: «мы ваш творческий метод будем обсуждать в народном суде». Так – нельзя, попытаемся обсуждать жизнь Заостровья бережно и доверчиво, это нам поможет.
7. Как Вы видите будущее русского православия?

Ваш вопрос повергает меня в трепет! Кто я, чтоб рассуждать о будущем русского Православия?! Но ведь, думаю же я об этом? Да, непрестанно. Попробую и вслух ответить, простите за слишком большую смелость оценок и прогнозов.

Русское Православие почти всегда жило в плену: «Церковь в параличе, начиная с времен Петра Великого» - писал Достоевский. А когда насильно постригали в монахини великую княгиню Соломонию (будущую преп.Софию Сабурову), ведь не бояре же постригали ее, а – против своей совести - клирики русской Церкви; значит, раньше Петра, раньше Ивана Грозного… Двенадцать лет, между 1905 и 1917 годами пользовалось русское Православие обычной, всем необходимой свободой. За это время был подготовлен Поместный Собор 1917 года, расцвела русская библеистика, братства, религиозно-философские общества… Затем настали десять лет невиданных в истории открытых гонений и Русская Православная Церковь удивила мир сиянием своей святости: с молитвой за своих гонителей шли на казнь старые архиереи и юные девушки, ученые профессора духовных академий и неграмотные крестьяне… Затем, с Декларации митр.Сергия (Страгородского) 1927года о лояльности начался новый, шестидесятилетний, сложный период жизни русского Православия. По-прежнему истекали кровью миллионы христиан, но священноначалие русской Церкви молчало об этих мучениках или содействовало гонителям, а если иногда и пыталось помочь страдальцам, то в глубочайшей тайне. Но эта незримая миру кровь мучеников освободила русскую Церковь и с 1991 года она опять обрела тот необходимый прожиточный минимум свободы, которым обладала в девятисотые годы. Прошло двадцать лет. Можно ли делать какие-то прогнозы, основываясь на истории русского Православия в эту причудливую и короткую эпоху?

Я думаю, что сейчас русское Православие, подобно огромной реке, растекается на несколько потоков: Первый - можно условно назвать Лаодикийским. Это та ветвь Церкви, которая «не холодна и не горяча», она строит храмы там, где это удобно местной администрации, ставит в армию капелланов, а в школы – преподавателей Основ Православной Культуры, она живет в согласии с начальством, в мире с собой – ей принадлежит настоящее. Но не будущее. Второй – можно назвать «тьмой египетской или Армагеддоном». Эти люди опасаются каких-то знаков на товарах, ненавидят еретиков и евреев и ждут конца света. Их много, но они принадлежат прошлому. Третий путь – путь будущего в русском Православии, как мне кажется, это путь соединения Церкви и культуры, Православия и России, через головы государства и цивилизации. Мне сдается, что воровское, карикатурное это начальство скоро сбежит, забирая с собой и свою православную обслугу. А на разоренных бескрайних просторах нашей родины останутся маленькие, объединенные взаимной любовью группы православных, а кроме них – осколки университетов, консерваторий, музеев, фабрик, ферм, «и еще леса, поляны, и дороги, и шоссе, наши русские туманы, наши шелесты в овсе»… Тогда настоящее русское Православие и настоящая русская культура перестанут боятся друг друга и начнется у нас новая жизнь… А Заостровская община, созданная отцом Иоанном Приваловым, тем удивительна и драгоценна, что в ней это возможное будущее УЖЕ осуществилось. В Заостровье живет русская православная церковная община, соединенная любовью, соединенная с народной традицией русского Севера, соединенная с русской культурой. Я - свидетель (свидетельства о Заостровье можно найти по ссылке http://www.pravmir.ru/zaostrove-cvidetelstva/ ).
21.01.2013
http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=106139716232319&id=100005088722027
Tags: перепост, свящ. Иоанн Привалов, сказано
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments