Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Анафематствовать и сжигать гораздо проще, чем искать и думать

"Беда в том, что отцы, когда писали, еще не знали, что их канонизируют, и говорили, как думали. Да, их сознание бывало просвещено Духом Божиим, но не бывало замещено Им. Поэтому опыт, данный Духом, преломлялся через их человеческий разум, где была своя логика, свои знания, свои чувства. И мир выражения этого опыта гораздо более сложен, нежели кажется тем, для кого «святии отцы рекоша» всё хором на три-четыре, как Маркс и Энгельс.

Однако привыкших к расклеиванию ярлыков посредством цитат из Маркса-Энгельса сложность реального мира святоотеческого опыта пугает, и спасение от этой сложности — наделать плоских выводов, определить врагов, рассортировать всех и вся по шахматным клеткам. Аргументы, выходящие за пределы цветов шахматных клеток, бесполезны: они воспринимаются как вражеские ловушки. Анафематствовать и сжигать гораздо проще, чем искать и думать.

Мне еще вот что интересно. Был такой принцип: если ты настаиваешь, что такой-то преступник заслуживает такого-то наказания, а потом выясняется, что он этому наказанию не подлежит, готов ли ты сам в этом случае за ложное обвинение понести наказание, которого требовал для обвиняемого?

Это отражено, например, в 6-м правиле 2-го Вселенского собора применительно к жалобам на епископа собору епископов: жалоба могла рассматриваться только после письменного заверения от обвинителя, что он в случае неподтверждения обвинения готов понести такое же наказание, какое получил бы обвиненный в случае обоснованности жалобы. Так вот, как было бы хорошо этот принцип распространить на публичные уверения в невозможности спасения для кого-то… Была бы прекрасная мотивация лишний раз подумать, прежде чем сказать.

Вот сказал, например, игумен Сергий, что «последователи Осипова не спасутся». А предположим на минуточку, что кто-то разделяющий взгляды Алексея Ильича остался при этих взглядах, да в рай попал. И как, отец Сергий, будешь ли готов в таком случае в ад пойти вместо него?

Вот я — в ад не хочу. Поэтому и никого туда не посылаю. Ни профессора Осипова с его «последователями», ни щедрых на анафемы ревнителей вроде игумена Сергия".

Прот. Димитрий Струев

Думаю, что его слова распространяются не только на проф. Осипова. В своей замечательной работе "Духа не угашайте" Н.П. Аксаков описывает, как можно использовать тексты святых отцов в качестве дубинки на головы неугодных, и как легко те же люди отказываются от святых отцов, как только их слова расходятся с пропагандируемыми ими идеями. Недавние церковные события лишь подтверждают, насколько трудно сохранять дух святоотеческой дискуссии и к чему приводит сегодня абсолютная безнаказанность за любые слова и обвинения... А действительно не мешало бы вспомнить 6-е правило 2-го Вселенского собора
Tags: святые отцы, свящ. Георгий Кочетков, свящ. Иоанн Привалов, церковь, цитаты
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments