Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Category:

Заостровский приход: история разгрома. Часть 1.

Эта история лично мне очень близка. В этой хронике событий есть и мои публикации, поэтому отдельно давать ссылки на прошлые записи в блоге уже не буду. Прошу прощения за объем, но это - наша история.
Поскольку эта история набирает обороты, пора подвести предварительные итоги. "Имеющий уши да слышит". 




Хронология публикаций


Фото Кирилла Мозгова

В течение последних двух недель тема Заостровья (и связанная с ней тема Преображенского братства, духовным попечителем которого является священник Георгий Кочетков) заполонила интернет. Мы постарались для удобства читателей собрать здесь в хронологическом порядке все оригинальные публикации по этой теме, так как такого набора нет нигде, и ориентироваться в том, что происходит, довольно трудно. Мы не указываем отдельными пунктами перепечатки, даже если у них было иное по сравнению с оригиналом название или если статья давалась в сокращенном виде. После каждого материала указано общее количество перепечаток в СМИ на начало января (не учитывая перепечаток в блогах и на форумах).

Просим наших читателей не смущаться тяжестью и категоричностью обвинений, опубликованных в статьях «Русской народной линии». Конечно, любой человек, побывавший в Заостровье, сразу увидит, что это ложь; тот же, кто никогда там не был, вряд ли поверит, что приход, спокойно и плодотворно живший и возраставший в течение двадцати лет при покойном владыке Тихоне вдруг в одночасье сделался гнездом ереси и раскола. Да и внимательное чтение статей, конечно, не может не показать, где правда, а где ложь. Просим всех в эти дни удерживаться от гнева, обиды и ненависти и не переходить пределов негодования на неправду. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12).


Статьи

26.12.2012, ~10:00

Русская народная линия (далее - РНЛ) опубликовала статью «Заостровский раскол».

Буквально через несколько часов её перепечатали сайты Православие.ру, Антимодернизм.ру, ИА Православие на Северной земле, позже - «Благодатный огонь» (в составе сводного текста «О сектантско-обновленческой деятельности священника Иоанна Привалова»); в целом перепечатки появились на нескольких десятках сайтов, из них почти 20 брали статью с сайта Сретенского монастыря Православие.ру.

Основной тезис статьи - «в Заостровском храме функционирует организация, полностью закрытая для посторонних, жестко контролируемая священником Георгием Кочетковым, негативно настроенная по отношению ко всем остальным чадам Русской Православной Церкви, пренебрегающая ее Преданием и фактически живущая по собственным, скрытым для внешних наблюдателей законам и правилам».

28.12.2012, ~10.30

РНЛ опубликовала интервью своего постоянного автора, руководителя Миссионерского отдела Архангельской епархии прот. Евгения Соколова «Община о. Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси».           

Интервью было перепечатано практически тем же набором сайтов, что и первая статья, большинство перепечаток шло с сайта Сретенского монастыря Православие.ру.

Основная мысль интервью: «деятельность этой общины - это крайняя степень ереси. Община священника Иоанна Привалова, на мой взгляд, уже подошла к той границе, за которой возврат к Православию невозможен. И единственный выход для них - принести покаяние в своей ереси и возвратиться в лоно Матери Церкви. Хотя надежды остается все меньше и меньше. Для разрешения сложившейся ситуации недостаточно простого увещевания, необходимо принять административные, дисциплинарные, канонические меры».

28.12.2012, 10.41

На сайте «Регионы.ру» появилось письмо, озаглавленное: «Православное братство ответило «Русской народной линии». Письмо предварял врез: «После того, как Regions.Ru перепечатали материал «Проблемы церковной жизни: заостровский раскол», в редакцию поступило письмо от Воскресенского малого православного братства г. Москвы с просьбой опубликовать на нашем сайте их ответ на эту публикацию. Ниже приводим текст полностью».

Статья практически нигде не перепечатывалась.

Основной тезис письма, озаглавленного «Донос с обострением» - «РНЛ втягивает наиболее консервативно настроенную часть церковного и околоцерковного народа в опасные игры, угрожающие целостности Церкви.

Одна из партий этой игры, задуманная и осуществленная с недюжинным размахом, направлена против Архангельской митрополии, куда сотрудники РНЛ не поленились отправиться в командировку. Целью «церковной деятельности» антицерковного ресурса, решившего вмешаться во внутренние дела епархии, стал приход села Заостровье и его настоятель, священник Иоанн Привалов.

И о храме, и о священнике стоит сказать особо. Сельский приход, в течение многих лет организующий для своих односельчан и жителей близлежащего большого города встречи с такими людьми, как артист Сергей Юрский, певица Елена Камбурова, писатель Лидия Чуковская, редактор «Вестника РХД» Никита Струве, - явление в нашей церкви незаурядное. Авторитетный среди населения многочисленный сельский приход - тоже большая редкость. В Заостровском приходе Архангельской епархии воплощено и то и другое. Священник, решившийся двадцать лет назад, несмотря на кляузы, угрозы и сопротивление, поставить себе правилом то, что в последние годы становится, наконец, правилом для всей нашей Церкви - не крестить людей без подготовки, - заслуживает как минимум искреннего уважения. Вот против этого храма и этого священника и начала свою войну РНЛ, стремясь противопоставить приход епархии и прихожан друг другу».

28.12.2012, 16.30

На сайте «Ежедневный журнал» опубликована статья «О пользе «Русской народной линии», или Даниилова изморозь».

Статья перепечатана центром религиоведческих исследований «Религиополис» и еще несколькими сайтами.

Одна из главных мыслей статьи: «Невероятно, но, как по взмаху волшебной палочки, материал из маргинального СМИ, лишенного, напомним еще раз, церковного признания (читай, просто нецерковного и по духу, и официально), почти сразу же помещается на одном из самых рейтинговых сайтов «Православие.ру», претендующего на церковную респектабельность. Стоп, а это как объяснить? Только ли тем, что сайтом руководит «заклятый друг» о. Георгия Кочеткова и мастер пропагандистских кампаний архимандрит Тихон (Шевкунов)? Да-да, тот самый, который никогда не скрывал намерения уничтожить Преображенское братство о. Георгия за всякие там катехизации, богослужебные переводы и «насаждаемый дух открытости и евангельской свободы».

А вот это уже, похоже, не местный конфликт, а направленная большая кампания. «Православие. Ру» просто так материал скандального ресурса публиковать не станет, пусть и в разделе «мониторинг СМИ». Да еще во время работы очередного Синода РПЦ, да еще и перед предстоящим через месяц Архиерейским собором. О. Тихон со товарищи никогда не упускает возможности как раз в такое время организовать наезд на своих «идейных противников», он спуску «этим кочетковцам» никогда не давал и не даст. И мотив всегда был один: за чистоту идеологии - имперской, торжествующей, могучей. А определение «православный» теперь ко всему легко прилагается, хоть к физике, хоть к социологии. И тут такой подарок из Архангельска: известный единомышленник о. Георгия оказался под ударом правящего архиерея. Как же не порадеть, ведь совсем близка победа. Так прочь церемонии и вперед, на абордаж!  

И кто-то еще надеется, что у церкви с такими историями найдутся силы на духовное просвещение страны, на обновление образа Божия в человеке, на исцеление от душевных увечий, нанесенных всему народу авангардом пролетариата под руководством «великого вождя» и его «гениального продолжателя» дядюшки Джо?»

28.12.2012, ~22.00

РНЛ опубликовала статью «В Рождественский пост бес вертит не только мирянами, но и пастырями», перепечатанную «Радонежем». Автора статьи возмутило, что в ответ на обвинения, прозвучавшие в статьях РНЛ, появилась реакция в соцсетях, в том числе нелицеприятные высказывания в адрес раскольнической деятельности РНЛ от свящ. Андрея Дудченко, редактора православного портала «Киевская Русь» .       

29.12.2012, 09.22

Cайт "ИА Православие на Северной земле" опубликовал интервью «Александр Дворкин: Движению «кочетковцев» нужно дать недвусмысленную церковную оценку»  

Интервью перепечатали РНЛ, сайт ИКЦ Св. Иринея Лионского, сайт ПСТГУ, «Благодатный огонь» (в составе сводного текста «О сектантско-обновленческой деятельности священника Иоанна Привалова»), сайт Сретенского монастыря Православие.ру и еще около 30 сайтов, из них более 20 - с сайта Православие.ру

В интервью перечислен стандартный набор обвинений, тиражируемый РАЦИРС в отношении Преображенского братства

29.12.2012, ~18.00

РНЛ опубликовала статью «Заостровский раскол-2. Кочетковцы наносят ответный удар».      

Перепечатано сайтами: ИА Православие на Северной земле, Inright.ru (с заголовком Приваловские раскольники), Ezoterik.org, Православие.ру. Еще 20 сайтов взяли статью с «Православия.ру»

В статье жестко осуждаются ответы на первые материалы РНЛ, появившиеся в СМИ и в соцсетях.

31.12.2012, 12.42

На сайте Newsru.com  была опубликована новость «Сайт, выступающий под девизом "Православие. Самодержавие. Народность", обвиняют в попытках сеять раскол».

Перепечатана 10 сайтами.

Основной тезис: «В то время как патриарх в своих последних выступлениях подчеркивает важность единства Русской православной церкви, информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" ("РНЛ"), выступающая под девизом "Православие. Самодержавие. Народность", втягивает наиболее консервативно настроенную часть церковного и околоцерковного народа в опасные игры, чреватые расколом».

03.01.2013

РНЛ опубликовала статью «Адепты этого раскола во всем подобны Валентинианам и Маркианам», перепечатанную сайтом ИА Православие на Северной земле.   

03.01.2013

Сайт «ИА Православие на Северной земле» опубликовал статью иеромонаха Даниила (Плотникова) «В борьбе против Архангельской митрополии кочетковцы объединились с врагами Церкви», перепечатанную на РНЛ.

В статье обсуждается письмо А.И. Шмаиной-Великановой, опубликованное в блоге О.А. Седаковой в социальной сети Facebook.

04.01.2013

РНЛ опубликовала ёрническое стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина), связанное с дискуссией.

04.01.2013

На сайте поэта Ольги Седаковой опубликовано её размышление «О Заостровье, об отце Иоанне Привалове, о том, что разрушается с разрушением Заостровского Сретенского братства», широко разошедшееся по социальным сетям.

«Я еще не знала тогда о той системе катехизации, которая разработана о.Георгием Кочетковым и проводится уже больше 20 лет, - пишет О.А. Седакова, вспоминая о своей первой поездке в Заостровье. - Проходил ее и сам о. Иоанн, и все, кого я встретила в Заостровье. Если бы я знала, меня бы все увиденное, вероятно, не так поразило. Позднее мне приходилось встречаться с другими общинами-братствами - в Твери, в Воронеже, в Питере, в Тульской молодой общине, с которой у о. Иоанна была особенно тесная связь. И везде я видела тот же эффект катехизации: по-настоящему изменившиеся люди, которые совершенно ясно понимают, что несовместимо с христианской жизнью.

 Отступая от рассказа, позволю себе заметить: этот удивительный труд реального воцерковления (одновременно очеловечивания) человека, который уже принес столько плодов по всей стране - разве это не самое важное для нашей Церкви сейчас? Разве те, кто разработали эту систему, опираясь на опыт раннехристианских времен, не достойны самой глубокой благодарности? Ведь катехизатору в современной России приходится работать даже не на земле старого язычества, а на земле, отравленной страшной идеологической обработкой советских десятилетий. Кто учитывает эту антропологическую катастрофу, которая у нас произошла? Боюсь, всерьез и системно только те, кого презрительно именуют «кочетковцами». У них нужно было бы учиться. Но получают они от своих православных собратьев (которым и самим неплохо было бы пройти хотя бы начало этого вводного курса) только обвинения и злобу. И одни и те же обвинения - в ересях и сектантстве, в том, что они «противопоставляют себя всей остальной церкви».

Первый раз, покидая Заостровье со всеми драгоценными подарками этих вместе проведенных дней, я чувствовала, что покидаю какой-то «иной мир» - но не заповедник святого прошлого, как мы привыкли думать, а скорее, рассадник будущего. Никогда у меня не было такого ясного чувства, что Россия будет жива, что возможно чистое, умное и человечное будущее на наших просторах. Вот это теперь и разрушается с разрушением Заостровского Сретенского братства.

С кем-то из гостей Заостровья мы обсуждали, как сказочно звучит это название - Заостровье. Но сказочно иначе, чем Град Китеж: не как ушедшее на дно прошлое, но как неведомое будущее».


Социальные сети

Так как откликов в блогах появилось очень много, сначала мы публикуем те, что были написаны в жанре статей, а также свидетельства прихожан заостровского храма, остальные будем постепенно публиковать в хронологическом порядке.

28.12.2012, 17:07

В Livejournal Кирилла Мозгова (kir_a_m) опубликован пост «Как обстоят дела с ересями у о. Евгения Соколова», в котором подробно разбираются обвинения, озвученные в статье о. Евгения.

30.12.2012, 00:08

В Facebook Ольги Седаковой (osedakova) опубликована статья А.М. Копировского «Новогодний подарок церкви от антицеркви», где автор, бывший преподаватель покойного архангельского владыки, еп. Тихона, рассказывает о своих встречах с ним: «Я навещал его дома в Костроме, не раз бывал потом и в Архангельске. Владыка с радостью меня встречал: «Ах, мой профессор, мой профессор!» (хотя профессорами тогда были Н.Д. Успенский, прот. Ливерий Воронов, архиеп. Михаил (Мудьюгин), а я - всего лишь начинающим преподавателем церковной археологии). И он, когда говорил со мной об отце Иоанне, ни разу не выразил осуждения тому, что о. Иоанн делал. Владыка прекрасно понимал, что бросать лозунги - одно, а делать Божье дело, собирая современных, часто полудиких в духовном смысле людей в церковь - совсем другое. И поэтому не только не препятствовал ему, но защищал от лжебратий, которые, как известный персонаж Салтыкова-Щедрина, знали только две фразы: «Не потерплю!» и «Запорю!». Более того, он наградил о. Иоанна наперсным крестом».

30.12.2012, 20:52

Ответ на клевету прихожанки Заостровья

На нескольких сайтах некоторое время назад появилась клеветническая статья о настоятеле о. Иоанне Привалове и приходе Свято-Сретенского храма села Заостровье Архангельской епархии, - пишет Александр Копеин, в чьем блоге опубликовано большинство свидетельств. - Я не буду сейчас обсуждать, зачем это сделано. Видимо есть выгода, определенным злобным силам внести раскол в Русской православной церкви. Эта ложь очерняет и простых прихожан храма. Не все люди сами могут ответить на эти выпады, распространяемые в интернете.
И вот по просьбе настоящих прихожан Заостровского храма, а не тех, пары человек, которые поставили подписи под пасквилем, я решил поставить истинные свидетельства у себя на странице. Буду их ставить по мере возможности.

* * *

"Прочитав это клеветническое письмо, не могу уже молчать. В этот храм я пришла в 1999 году. До этого я ходила во многие храмы Архангельска. Но ничего не понимала. Приду, постою, помолюсь и ухожу, так ничего и не поняв. Хотя сердце просило чего-нибудь большего. Однажды я встретила свою знакомую, с которой не виделись очень много лет. Она мне и говорит:"Слушай! Хочешь пойти в церковь?" А я ей говорю, что уже хожу, но ничего не понимаю. "Знаешь, я знаю такой храм, который находится в Заостровье. И там такой батюшка!" Я сразу дала согласие.
И мы приехали. Отец Иоанн встретил нас и я ему рассказала, что хожу в храмы, но ничего не понимаю в службах. Головой понимаю, что есть Бог, а сердце молчит. А я хотела, что бы в сердце был Господь. И мне о. Иоанн говорит: "Приходите - научитесь и Господь вам откроется. И я сразу пошла на "оглашение", хотя мне уже было около 60 лет.

Ходила на службы, прошла научение и так здесь и осталась.
Господь мне постоянно стал открываться и радости моей не было конца. Я очень благодарна о. Иоанну за его труд, что он столько сил положил на нас, своими проповедями он нас и обличал и наставлял и помогал. Каждую его проповедь я записывала и дома перечитывала своей бабушке, которая меня слушала и удивлялась - "какой умный у вас батюшка!"

За двадцать лет его службы многое что изменилось на приходе. Вначале нас было около десяти человек, а сейчас уже больше ста человек и продолжаем расти.
Здесь, в этом храме, есть настоящая духовная жизнь. Храм за это время очень изменился. Люди здесь трудятся бескорыстно.

Много сил о. Иоанн отдает людям, стараясь их научить вере Христовой. Главное для него - это люди, которых он очень любит и каждому дает добрый совет. И люди так же отвечают ему любовью и я из Архангельска еду в Заостровье на службы, хотя у меня недалеко есть храм. И я не одна такая еду. Едут люди и из Северодвинска и Новодвинска. Расстояние не преграда. У нас одна духовная жизнь, крепкая община и мы молимся друг за друга и помогаем. Нам очень больно, что столько напраслины вылилось на нас. Если сейчас хотят наладить в храмах оглашение, то у нас все налажено. Теперь стараются все разрушить, растоптать и уничтожить. Я ничего не понимаю, что делается. Митрополит Даниил, дай ему Бог здоровья, послушал несколько человек, а сто с лишним человек хочет разогнать."

Малиновская Галина Михайловна, прихожанка храма

02.01.2013, 12:32

Клевета на Заостровье!

Дорогие друзья, уже несколько дней наша семья не находит себе покоя!!!
Всему виной клевета, которой подверглась община Храма Сретения Господня с. Заостровья и настоятель храма о. Иоанн Привалов!
Прошло уже 5 лет, как мы с мужем просто чудом, оказались в Заостровском храме. И с тех пор являемся его постоянными прихожанами и членами общины, а о. Иоанн Привалов - нашим духовным наставником. Здесь мы встретили православную общину, в которой царит любовь, мир и радость. Встретили замечательного и открытого к общению священника о. Иоанна, всегда внимательного к твоим проблемам и желающего помочь в познании Бога. В этом храме мы прошли оглашение, первый раз причастились. Благодаря катехизации, которую уже в течении почти 20 лет проводит в храме о. Иоанн и община, мы открыли для себя Православную Церковь! Мы поняли, что церковь это не только свечки, иконы, акафисты, но встреча с Богом Живым, с Господом Иисусом Христом и верующими в Него людьми! Благодаря Богослужению на родном языке мы понимали каждую молитву, каждый отрывок из Библии, смысл каждого Богослужения, будь то Вечерня, Утреня или Литургия.
Уже живя в Церкви, у нас родился второй ребенок. Батюшка и община храма нам помогает и в духовом воспитании наших детей, помогает нам открыть для них жизнь с Богом. Как теперь объяснить им, почему нашего батюшку поливают грязью и клевещут на нашу общину (а такие вопросы уже начинаются)? Как объяснить, почему один священник обвиняет в ереси батюшку говорящим им о Боге? Как уберечь их от этого Зла и не погубить в них посеянное зерно веры?
Каждый день в своих молитвах мы благодарим Бога, за то, что он привел нас именно в этот храм! Благодарим за братьев и сестер, за о. Иоанна, которые помогали и помогают нам на пути веры!
Дорогие друзья, не верьте в клевету и ложь, которой подвергается о. Иоанн и наша община Заостровского прихода! Зло в очередной раз хочет разрушить светлое и доброе в мире! Давайте не будем давать Злу повода для радости!!!

02.01.2013, 22:40

Важное и актуальное

31.12.12 на сайте "Русская народная линия прочла статью "Заостровский раскол", и была поражена грубостью и жесткостью высказываемых мнений. Лично знаю настоятеля Заостровского храма, многих прихожан, также  могу поручиться, что все написанное в статье "Заостровский раскол" явная клевета. Особенно неприятное впечатление оставили комментарии к статье. 
Всю жизнь я стараюсь открыто высказывать свое мнение и бороться с несправедливостью. Поэтому немедленно зарегистрировалась на сайте "Русская народная линия", чтобы оставить свой комментарий. Написала ответ на все неправедные заявления в вышеуказанной рубрике. Звучал он, приблизительно, так: "Недостойно для христиан выражаться такими грубыми словами и осуждать других. Начинать менять что-то в мире нужно изнутри себя". Мое сообщение не напечатали, я получила ответ, что данное сообщение должно пройти рецензию. Через 2 дня, 2 января 2013 года снова заглянула на сайт "Русская народная линия". Мой комментарий так и не был напечатан. Зато появились новая негативная информация. Задалась вопросом - можно ли верить всему, что написано на данном сайте, если идет такой жесткий отбор сообщений, и далеко не все мнения озвучиваются?

02.01.2013, 23:42

В ответ на клевету (продолжение)

Получил письмо от папы священника Иоанна Привалова и хочу всех ознакомить с ним.

«Прочитал я пасквиль «Заостровский раскол» и буквально с первых слов стало ясно что это заказ.

Почему? Поясняю.

Обращение мирян к св. Патриарху Кириллу якобы подписало 300 человек. Да столько прихожан в Заостровье не наберется. Число явно завышено раз в 10. О. Иоанн служит в Заостровском храме без малого 20 лет. 20 лет назад в храме было 15 бабушек, а сейчас на приходе без малого полторы сотни постоянных прихожан. Это о чем-то говорит? Кто делает выводы, что местные жители не могут посещать храм? Фактов нет.

Мне жаль Людмилу Котцову, которая делает абсолютно необоснованные выводы и выдает их за истину. А может ее об этом попросили? Событие, о коем она пишет действительно имело место. Я приезжал в Заостровье. В поезде ночь не спал. У меня поднялось давление и мне было необходимо полежать минут 40-50. О. Иоанн был очень занят. Я не хотел никого беспокоить и просто зашел в храм и попросил дать мне возможность полежать на лавочке в притворе. Людмила принесла мне пару тюфяков и предоставила мне такую возможность. О. Иоанн и все остальные узнали об этом факте только сейчас, прочтя «откровения» Л. Котцовой. Но какие же выводы из этого факта Л. Котцова сделала? Оказывается, о. Иоанн «не почитает своих родителей»! Ни много ни мало! Кстати, я после этого еще не раз бывал в Заостровье и в храм ходил.

Очень, очень скорбно, что все это совершается внутри Русской православной церкви. Страшно, больно и стыдно за тех, кто это сделал.»

В.И. Привалов (папа о. Иоанна Привалова)

31.12.2012 г. 

Обновляемая on-line публикация GazetaKifa.RU




Tags: беззаконие, боль, братство, свящ. Георгий Кочетков, свящ. Иоанн Привалов, церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments