Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Мать Мария Скобцова (20 декабря 1891 — 31 марта 1945)




Мария Юрьевна Скобцова (Елизавета Юрьевна Пиленко) родилась в Риге (8) 20 декабря 1891 года в семье прокурора. После отставки отца семья поселяется в имении под Анапой. А когда Юрия Пиленко пригласили стать директором Никитского ботанического сада, семья уехала в Крым. Здесь, в Ялте, девочка окончила женскую гимназию.

И снова переезд. На этот раз в Петербург. В Северной столице Лиза увлекается литературой, знакомится с Александром Блоком. Ее первые книги - «Скифские черепки», «Юрали», «Руфь». В 19 лет Лиза вернулась в Анапу, где вышла замуж за юриста Кузьмина-Караваева. В 1918 году она становится городским головой. Как участница Белого движения эмигрирует в Париж. К тому моменту Елизавета уже была вторично замужем и имела двоих детей.

В 1932 году ушла в монастырь и стала носить имя Мария. Монахиня посетила женские монастыри Прибалтики, возглавила во Франции Русское студенческое христианское движение и открыла в Париже общежитие для одиноких женщин. Позже при нем появилась церковь, и проводились миссионерские курсы. Зная все тонкости эмиграции, Мария основала благотворительную организацию помощи русским во Франции «Православное дело». А во время Второй мировой войны, когда страна была оккупирована немцами, в доме матери Марии расположился штаб Сопротивления.

В 1943 году она с сыном была арестована. Погибла Мария Юрьевна Скобцова 31 марта 1945 года в концлагере Равенсбрюк. Она была канонизирована в 2004 году.

Источник

См. также:

Обычная русская святость

"Она чаяла воскресения мертвых и смерти не боялась"

Мать Мария: Церковь будущего





Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни / Предисловие прот. Сергия Гаккеля. М., 2002.

Работа монахини Марии (Елизаветы Юрьевны Скобцовой; 1891-1945) , написанная в 1937 г., посвящена анализу русской православной церковности, сложившейся к этому времени в России и в эмиграции. Целью статьи является не просто изображение характерных "религиозных типов", с их сильными и слабыми сторонами, - мать Марию тревожат "бесчисленные подмены христианства".

XX век потребовал от чад Церкви переосмысления самих принципов своей жизни и выверения их по евангельским принципам. Внутреннее понимание и ответственное приятие этого требования ставит работу матери Марии в один ряд с выдающимися достижениями богословской мысли русской эмиграции и делает ее воистину пророческой.


От издателя

В издании впервые представлен текст статьи "Типы религиозной жизни", выверенный свящ. Сергием Гаккелем на основе не только машинописных версий этой статьи, находящихся в западноевропейских архивах матери Марии, но и на основе рукописи, обнаруженной им недавно в Нью-Йорке (Columbia University Libraries. Расшифровкой отдельных мест рукописи занималась Т.В. Емельянова). Эта находка позволила прибавить и новое "Предисловие автора".

СОДЕРЖАНИЕ:

Прот. Сергий Гаккель Мать Мария и ее "Религиозные типы"
Всего более она была готова свидетельствовать о Спасителе, не заботясь о своем личном или монашеском облике в глазах других. За это свидетельство она заплатила дорогой ценой своей жертвенной жизни. Увенчано же оно было ее мученической смертью.
Типы религиозной жизни
Если же попытаться свести это разнообразие к каким-то более или менее определенным группам, то мне кажется, что в данный момент эти группы таковы: в православии существует 1) синодальный тип благочестия, 2) уставщический тип, 3) эстетический, 4) аскетический и 5) Евангельский. Конечно, такое подразделение до некоторой степени условно. Жизнь гораздо сложнее.


"В самом деле, уничтожьте любовь к человеку, уничтожьте и человека (потому что не любя его, вы его отрицаете, сводите к несущему) - и у вас не останется пути к познанию Бога. Бог действительно становится апофатичным, одни только отрицательные признаки присущи Ему, да и те не выразимы иначе, как на отвергнутом вами человеческом языке. Он
недоступен вашей человеческой душе, потому что, отрекаясь от человека, вы отреклись и от человечества, вы отреклись и от человеческого в вашей собственной душе, а ваше человеческое было образом Божиим в вас, - единственным путем к узрению и Первообраза. Не говоря уж о том, что человек научил вас на своем человеческом языке, человеческими словами Божественной истине, что Бог через человеческие понятия открывает нам себя. 
[Spoiler (click to open)]
Не любя, не имея связи с человеческим, мы тем самым обрекаем себя на своеобразную глухонемоту и слепоту и по отношению к Божественному. В этом смысле не только Логос-Слово-Сын Божий для совершения своего искупительного дела принял человеческое естество и тем самым раз навсегда освятил его и предопределил к обоженью, но и слово Божие, как благовестие, как откровение и научение, также должно было воплотиться в плоть маленьких слов человеческих, которыми люди выражают свои чувства, сомнения, мысли, добродетели и грехи, - и тем самым человеческая речь, являющаяся символом человеческой внутренней жизни, так же была освящена и облагодатствована - а в ней и вся внутренняя жизнь человека. С другой стороны, нельзя подлинно любить человека, не любя Бога. В самом деле, что мы любим в человеке, если мы не чувствуем присущего ему образа Божия? Во что упирается эта любовь? Она становится каким-то особым, чудовищно разросшимся эгоизмом, в котором каждый другой оказывается лишь известной деталью меня самого. Я люблю в нем то, что мне соответствует, что меня расширяет, объясняет, а иногда и просто только развлекает и услаждает. Если же это не так, если есть желание бескорыстной, но и безрелигиозной любви к человеку, то она с неизбежностью отходит от конкретного человека с плотью и кровью, обращается к человеку отвлеченному, к человечеству, даже к идее человечества, и почти всегда кончается жертвоприношением отдельного конкретного человека на алтарь этой отвлеченной идеи, общей пользы, земного рая и т.д. 

Вообще в мире существуют две любви - берущая и дающая. И это распространимо на все виды любви, - не только к человеку. Каждый может любить друга, семью, детей, науку, искусство, родину, свою идею, себя, даже Бога, - с двух точек зрения. Даже те виды любви, которые по всеобщему признанию являются самыми высшими, могут носить двоякий характер". 
Tags: вера, дата, наши книги, христианство, цитаты
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments