Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

70 лет назад родился Мартин Скорсезе




Американский кинорежиссер, лауреат премии «Оскар» Мартин Скорсезе родился 17 ноября 1942 года в Нью-Йорке, в итальянской семье. С кинотеатром было связано все детство Мартина.
Из-за астмы мальчик с трудом мог дышать на улицах города и прятался в кинотеатрах. Однако кинопризвание пришло к нему гораздо позже. Сначала Скорсезе хотел стать священником и поступил в семинарию. Но не доучился и начал изучать кинематографию в Нью-Йоркском университете.
В 1970 году будущий режиссер переезжает в Голливуд. Его первой серьезной работой можно считать фильм «Злые улицы», снятый в 1973 году. Однако прославился он благодаря ленте «Таксист» (1976), за которую получил Гран-При в Каннах и «Оскара». В фильмотеке режиссера такие ленты, как «Бешеный бык», получивший восемь номинаций на «Оскара», «Последнее искушение Христа», вызвавшее острое осуждение публики еще во время съемок, «Авиатор» с Леонардо Ди Каприо. После фильма «Мыс страха» (1991) за Скорсезе закрепилось звание великого американского режиссера.
Он неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссеров современности. Его мелодрама «Век невинности» стала лучшей экранизацией произведения Эдит Уортон. Плодотворным оказался творческий дуэт Скорсезе с актером Робертом де Ниро. Их работа началась еще с «Злых улиц» и «Таксиста», кульминацией стала лента «Казино», снятая в 1995 году. Среди других работ режиссера - наиболее известные картины: «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Цвет денег», «Славные парни», «Банды Нью-Йорка», «Отступники», «Остров проклятых», «Хранитель времени»...
Всего в фильмографии мастера более 30 картин. Скорсезе является обладателем более 100 всевозможных кинопремий и наград, в том числе «Оскара», «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, трех «Золотых глобусов» за режиссуру, «Эмми» за режиссуру драматического сериала. Сегодня знаменитый режиссер Мартин Скорсезе продолжает творческую деятельность и радует зрителей своими новыми киноработами.
Источник


В связи с сегодняшним юбилеем стоит вспомнить и одну из наиболее ярких работ Скорсезе, недавно вызвавшую новые споры в нашем обществе.

Преображенское содружество малых православных братств
Последнее искушение Христа

На могиле Никаса Казандзакиса из сурового серо-черного камня установлен простой крест из двух перекрещивающихся тонких жердей и начертана простая и исполненная суровой гордости надпись: «Я ничего не боюсь, ни на что не надеюсь, я — свободен»

Полная версия текста


[Почему сегодня]
Почему сегодня стоит напомнить всем об этой надписи на последнем пристанище нобелевского лауреата, автора романа "Последнее Искушение" Никоса Казандзакиса? Потому, что нашлись люди, которые воскресили популярность нашумевшей в России 15 лет назад экранизации этого романа. Работу режиссера Мартина Скорсезе, с немного более эпатажным названием "Последнее искушение Христа", снова поставили под прицел критики. На этот раз со стороны деятелей известной политической партии. В эту пору есть и реакция кинематографической общественности, есть и официальные заявления церковных спикеров, есть какие-то обсуждения в блогах, но нет, или почти нет, оценки самого ядра этого вопроса.
Когда в 1988 году эта картина вышла на широкие экраны США, её сопровождала скандальная слава и жестокая критика. Примечательно, что многие из критиков картины признавались в том, что не видели её. Так, католик архиепископ Лос-Анджелеса Роджер Махоуни назвал фильм «морально оскорбительным», хотя сам его так и не посмотрел.
Аналогичная ситуация произошла в России в 1997 году, когда была объявлена широкая Российская премьера картины на канале НТВ. Это было очень непростое время для церкви, для страны, для общества, но фильм всё-таки показали.


И вот в начале ноября была объявлена проверка фильма "Последнее искушение Христа" на экстремизм. Это событие затронул в своем слове после вечерни 14 ноября ректор Свято-Филаретовского института, магистр богословия священник Георгий Кочетков.

...Вот сейчас снова вспыхнул спор. Спор интересный, особенно тем, что он вспыхивает не первый раз в нашей стране, в нашей церкви, в умах наших хоть как-то мыслящих людей, т.е. способных хоть как-то мыслить. Это спор относительно фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа». Помните, 15 лет назад уже были выступления против этого фильма, правда, очень странные. Выступал даже тогдашний патриарх. Правда, он сказал: «Я его не смотрел, но никому и не рекомендую». Я очень-очень удивился такой короткой исторической памяти некоторых наших церковных лидеров, и с удовольствием посмотрел его по телевизору. И понял, что этот фильм замечательный. Это фильм, который стоит смотреть людям, которые, конечно, разбираются, понимают, что любое художественное произведение не может быть просто экранизацией Евангелия. Все экранизации Евангелия бездарны — абсолютно все. Я не знаю ни одной хорошей экранизации. А вот художественные произведения на базе Евангелия могут быть даже гениальными. Взять хотя бы знаменитый Булгаковский роман «Мастер и Маргарита». То же самое можно сказать и о романе Казандзакиса — лауреата Нобелевской премии, — экранизированном одним из лучших современных режиссеров Скорсезе. Фильм как раз на эту тему: а может быть, всё-таки лучше сначала устроить свою жизнь получше — в человеческом счастье, в человеческой любви, в конце концов, смотря из года в год как растут твои прекрасные детки? Почему же нет? Разве так люди не думают до сих пор? Странно, Казандзакис симпатизировал греческим коммунистам, отнюдь не советским, но как раз он и обличал такого рода вещи. Он назвал это дьявольским искушением, последним искушением Христа, точнее, просто последним искушением. В фильме Скорсезе это «Последнее искушение Христа», а сам роман называется «Последнее искушение», но это дело почти не меняет, только чуть-чуть обостряет эмоции вокруг этого фильма людей, которые не хотят понимать сути дела.

Удивительно, что сейчас никто не хочет сказать в церкви правду! Удивительно и то, что кто-то говорит так: «Русская православная церковь (?) не считает этот фильм экстремистским». Это в ответ на то, что нашлись ревнители, «государственные мужи», которые решили проверить этот фильм на экстремизм. Это впрямь удивительно. В нашей-то стране проверять Скорсезе и Казандзакиса на экстремизм, не проверив прежде всего на экстремизм самих себя — это вообще что-то потрясающее! Это граничит с каким-то крайним цинизмом — именно крайним, не вообще. Само по себе это свойство отвратительно, но когда он доходит до крайности, о нем даже трудно говорить. Вот так у нас проявились горе-ревнители об оскорбляемых чувствах верующих, которые надо защищать государственным законом. Больше уж делать нечего нашему государству, кроме как защищать эти чувства! Нет у нас более важных дел — в нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве. Но удивительно, почему здравые церковные люди, как правило, о таких вещах молчат? Только потому, что пятнадцать лет назад синод вместе с патриархом приняли какое-то скороспелое, в угоду дня, абсолютно нецерковное по духу и смыслу решение?

[Spoiler (click to open)]

Слава Богу, сейчас хоть какие-то люди — и более вменяемые, и менее вменяемые – отвергают саму идею экспертизы на экстремизм фильма Скорсезе. Об этом говорил и Сокуров, и Лунгин, об этом сказал даже наш знаменитый протоиерей … Чаплин. Уже за это слава Богу, за 15 лет хоть что-то немножко, кажется, можно надеяться, поменялось или меняется. И все-таки потрясающе, ведь это единственный фильм — не лучший, может быть, фильм Скорсезе, но и совсем не худший — на такую тему, говорящий о проблеме, которая разъедает все христианское человечество, просто разъедает церковь изнутри, говорящий о проблеме, которая является живой иллюстрацией того, как соль может потерять силу, как христианство может маргинализоваться только потому, что христиане потеряли свою духовную пассионарность, превратились в мещан, у которых единственный символ веры: «Бог дай, дай, да побольше дай», — как говорил о. Виталий Боровой (это он так обыгрывал известные слова из ектеньи, много раз повторяемые во время службы, которые абсолютно всем понятны в отличие от 99% других фраз на богослужении). К сожалению, это никого не смущает. Это обычное, нормальное умонастроение как в алтарях, так и на клиросах, и в среде народа Божьего. Это нормальное, обычное приходское умонастроение: «Бог дай, дай, да побольше дай!» А если Он не даёт побольше и побольше, то зачем нам тогда ходить в храм? И вообще, тогда зачем мы христиане? — искренне удивляются адепты такой веры.

Поразительно, что церковь не говорит об этой проблеме. Ведь тут дело не просто в том, что проверка на экстремизм фильма всемирно признанного, всемирно известного режиссера по роману лауреата Нобелевской премии является сама по себе вещью смешной и недостойной. Да, это само по себе недостойно. Это действительно, как и сказал Сокуров, является нарушением просто самых элементарных конституционных прав жителей нашей страны. Это верно. Но это ещё не всё, далеко не всё, что по этому поводу можно и нужно говорить людям верующим и желающим жить по Евангелию, по совести, по-Божески и по-человечески. Самое главное в том, как можно в современных условиях и глобализации, и секуляризации, и массовой культуры, и чего хотите, именно в этих почти что постхристианских условиях жизни исполнить слово Христово, чтобы церковь была царством свободы и любви на деле, а не на словах? Причём любви и к Богу, и к ближнему – ко всякому ближнему, которого пошлет нам Господь, независимо от наших эмоций на эти темы. Как это осуществить, живя в обществе, из которого выйти мы не можем, живя в миру, из которого убежать мы тоже не можем, да и не должны? Можно и нужно «спасаться от рода сего развращенного», но нельзя уходить из этого мира. Иначе какая же мы закваска в этом мире? Какой мы для него свет? Кто мы тогда вообще? Зачем тогда нужна Церковь — Новый Израиль, новый Божий Народ? Зачем тогда было сходить Святому Духу на апостолов и на всех далее верующих по слову их? Слава Богу, у нас есть надежда, что церковь наконец-то займется настоящими проблемами своей внутренней жизни и изгонит из своей среды, из себя самой всех лживых духов — духов лицемерия, рабства, несвободы, зависти, ненависти, стяжательства, равнодушия, уныния, гордыни, в том числе и духов клерикализма, которые сейчас душат нашу церковь, отнимая у неё последние признаки столь необходимой церкви соборности, без которой церковь уже и не совсем Церковь Христова.

Tags: в тему дня, вера, дата, культура, свящ. Георгий Кочетков, христианство
Subscribe

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments