давненько я не брал в руки шашки писал про кино. так что сразу про два и напишу.
оба кина польские и оба объединяет общая тема: ziemie odzyskane - возвращённые земли (возвращёнными поляки называют бывшие немецкие территории, присоединённые к Польше в 1945 году). правда, между фильмами без малого полста лет.

"Закон и кулак" (Prawo i pięść), снятый в далёком 1964-м Ежи Хофманном и Эдвардом Скуржевским, чёрно-белый истерн, местами напоминающий "Свой среди чужих", сильно наивный и, на мой взгляд, абсолютно нереалистичный даже для тех времён и вовсе не по сюжету (тут как раз всё вполне себе достоверно), а по тому, во что одеты, как выглядят и как себя ведут герои.

главный герой, в прошлом узник Освенцима, ведёт борьбу с бандитами, желающими завладеть имуществом, оставшемся от жителей в бывшем восточно-прусском городке, в который вскоре должны прибыть польские переселенцы. победив врагов, герой отказывается занять руководящий пост и покидает город.
от просмотра фильма, несмотря на ни на что, получаешь такое же удовольствие, что и от старых добрых советских кинолент.
в придачу, в фильме звучат две примечательные песни - ставшая культовой в дальнейшем баллада на стихи Агнешки Осецкой "Пока не начался день" (Nim wstanie dzień) и польская версия "Лилового негра" Вертинского (привет Высоцкому-Жеглову).
снимался фильм на Новоместской площади Торуня, и в честь этого события там даже установлен некий памятный знак. надо будет при случае взглянуть на него.
второй фильм "Роза" (Róża) снят в 2011 году. профессионального перевода на русский, а тем более проката в России этого фильма, ждать не стоит (а жаль, т.к. тот перевод, что имеется на торрентах, просто ужасен), ибо проблема тех самых возвращённых земель показана здесь, в отличие от первого фильма, совсем с другого ракурса.

фильм повествует о том, как бывший солдат Армии Крайовой (и, по все видимости, участник Варшавского восстания) Тадеуш, приезжает на присоединённые после окончания Второй мировой войны к Польше Мазуры, чтобы сообщить жене погибшего немецкого солдата (?) о смерти её мужа (?). (да, завязка сюжета весьма невнятна и маловразумительна.) вдову зовут Роза и она мазурка, что для этнических поляков почти то же самое, что и немка. Тадеуш потерял свою жену, Роза потеряла мужа, они решают вместе начать новую жизнь. но новая польская власть, про-советски настроенная и состоящая сплошь из польских гэбешников, как и бродящие по Мазурам остатки советских частей, творят бесчинства, то забирая у местного населения домашний скот, то насилуя женщин, то составляя списки подлежащих депортации немцев и мазур. вдобавок ко всему и прибывшие из других частей Польши переселенцы не лучше, и норовят отплатить главным героям зломза предобрейшее за доброе к ним отношение. в общем, всё плохо и выхода из этого нет.
так что весьма примечательна фраза, обронённая одним из героев фильма: только немцы понимали нас.
точка зрения авторов фильма на проблему присоединенных в 1945-м году к Польше бывших немецких земель явно отличается от той, что царила в послевоенной Польше, во времена создания "Закона и кулака". думаю, что и сейчас её многие не разделяют многие поляки. например, среди отзывов о фильме на одном из польских киносайтов есть и такой: у меня сложилось ощущение, что авторы готовят почву для возвращения потомков депортированных с этих земель немцев.
а в общем, тема депортации немцев как с территории Польши, так и с территории Калининградской области (а ещё шире - начавшееся ещё в конце 1944-го бегство населения Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии) до сих остаётся, как мне кажется, неким табу (а то, что выходит за красные флажки, далеко от объективности). или только кажется?
оба кина польские и оба объединяет общая тема: ziemie odzyskane - возвращённые земли (возвращёнными поляки называют бывшие немецкие территории, присоединённые к Польше в 1945 году). правда, между фильмами без малого полста лет.
"Закон и кулак" (Prawo i pięść), снятый в далёком 1964-м Ежи Хофманном и Эдвардом Скуржевским, чёрно-белый истерн, местами напоминающий "Свой среди чужих", сильно наивный и, на мой взгляд, абсолютно нереалистичный даже для тех времён и вовсе не по сюжету (тут как раз всё вполне себе достоверно), а по тому, во что одеты, как выглядят и как себя ведут герои.
главный герой, в прошлом узник Освенцима, ведёт борьбу с бандитами, желающими завладеть имуществом, оставшемся от жителей в бывшем восточно-прусском городке, в который вскоре должны прибыть польские переселенцы. победив врагов, герой отказывается занять руководящий пост и покидает город.
от просмотра фильма, несмотря на ни на что, получаешь такое же удовольствие, что и от старых добрых советских кинолент.
в придачу, в фильме звучат две примечательные песни - ставшая культовой в дальнейшем баллада на стихи Агнешки Осецкой "Пока не начался день" (Nim wstanie dzień) и польская версия "Лилового негра" Вертинского (привет Высоцкому-Жеглову).
снимался фильм на Новоместской площади Торуня, и в честь этого события там даже установлен некий памятный знак. надо будет при случае взглянуть на него.
второй фильм "Роза" (Róża) снят в 2011 году. профессионального перевода на русский, а тем более проката в России этого фильма, ждать не стоит (а жаль, т.к. тот перевод, что имеется на торрентах, просто ужасен), ибо проблема тех самых возвращённых земель показана здесь, в отличие от первого фильма, совсем с другого ракурса.
фильм повествует о том, как бывший солдат Армии Крайовой (и, по все видимости, участник Варшавского восстания) Тадеуш, приезжает на присоединённые после окончания Второй мировой войны к Польше Мазуры, чтобы сообщить жене погибшего немецкого солдата (?) о смерти её мужа (?). (да, завязка сюжета весьма невнятна и маловразумительна.) вдову зовут Роза и она мазурка, что для этнических поляков почти то же самое, что и немка. Тадеуш потерял свою жену, Роза потеряла мужа, они решают вместе начать новую жизнь. но новая польская власть, про-советски настроенная и состоящая сплошь из польских гэбешников, как и бродящие по Мазурам остатки советских частей, творят бесчинства, то забирая у местного населения домашний скот, то насилуя женщин, то составляя списки подлежащих депортации немцев и мазур. вдобавок ко всему и прибывшие из других частей Польши переселенцы не лучше, и норовят отплатить главным героям злом
так что весьма примечательна фраза, обронённая одним из героев фильма: только немцы понимали нас.
точка зрения авторов фильма на проблему присоединенных в 1945-м году к Польше бывших немецких земель явно отличается от той, что царила в послевоенной Польше, во времена создания "Закона и кулака". думаю, что и сейчас её многие не разделяют многие поляки. например, среди отзывов о фильме на одном из польских киносайтов есть и такой: у меня сложилось ощущение, что авторы готовят почву для возвращения потомков депортированных с этих земель немцев.
а в общем, тема депортации немцев как с территории Польши, так и с территории Калининградской области (а ещё шире - начавшееся ещё в конце 1944-го бегство населения Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии) до сих остаётся, как мне кажется, неким табу (а то, что выходит за красные флажки, далеко от объективности). или только кажется?
Journal information