Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Вот и новость об открытии выставки.

Преображенское содружество малых православных братств
Христианство не бывает без другого человека

В Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино открылась выставка об одном из самых удивительных людей рубежа веков – Николае Николаевиче Неплюеве (1851 – 1908)


Выставка — почти десяток стендов с черно-белыми фотографиями. На них — лица людей из другого мира, еще не тронутого страстями революции. На больших, от пола до потолка окнах Иностранки — тоже старые фотографии, фигуры на них подсвечены неярким ноябрьским светом и кажутся живыми. В стеклянных витринах — раритетные вещи: тарелки, ножницы, броши, щипцы для сахара, глиняные игрушки. Сразу замечаешь, что все они очень хороши, красивы, единичны, без тени штампованного усредненного быта. Привнесение красоты и смысла, преображение личности и пространства — те цели, которые ставил перед собой и перед своими учениками русский помещик Неплюев.

Гости и посетители Иностранки оказались в этот день в библиотеке не случайно. Об этом в приветственном слове сказала директор Выставочного центра ВГБИЛ Татьяна Феоктистова. Татьяна Евгеньевна заметила, что посвященную Неплюеву выставку «Он не преклонился перед силой факта», названную по цитате о нем Владимира Соловьева, обязательно должны увидеть читатели именно этой, старейшей московской библиотеки, потому что здесь есть зал религиозной литературы, что до сих пор является редкостью.

-- Дорогие мои! Позвольте передать вам привет и поклон от генерального директора нашей библиотеки, Екатерины Юрьевны Гениевой, которая сейчас находится в Испании, — сказал заведующий отделом Религиозной литературы, главный научный сотрудник Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Евгений Рашковский. — Хочу отметить, что эту выставку нужно смотреть несколько раз. Она богата смыслами и заставляет о многом задуматься, в частности, о том, что христианство никогда не бывает без другого человека, без внимания к другому человеку. Я благодарю Свято-Филаретовский институт и наш выставочный отдел, который много сделал, чтобы вписать эти образные и духовные содержания в пространство библиотеки.

Аристократ, оставивший блестящую дипломатическую карьеру ради того, чтобы воспитывать крестьянских детей, — Николай Неплюев был явлением уникальным. В своем имении он построил школу, куда набрал учеников из беднейших семей. Наряду с просто качественным сельскохозяйственным образованием, необходимым для жизни в деревне, он преподавал классическую музыку, теорию искусств, иностранные языки, литературу. Это была одна из самых удивительных педагогических систем, которую Неплюев выстроил сам. Но самое главное, что лежало в основе общей жизни, была христианская вера. Неплюев всерьез считал, что люди должны жить по евангельским принципам любви и свободы. Можно сказать, что этот эксперимент ему удался. К концу XIX века ученики Неплюева образовали Крестовоздвиженское православное трудовое братство. Братчики поддерживали огромное хозяйство — у них были свои пастильное производство, сырный завод, фермы. На полях они установили душевые кабинки, а между домами наладили телефонную связь Siemens — немыслимые по тем временам новшества! В 1901 году Николай Неплюев по дарственной передал все средства во владение братству. Стоит отметить, что всю жизнь Неплюев, в отличие от многих современников, ратовал не просто за образование людей, а именно за просвещение — внесение света в жизнь. Он воспитывал личностей, которые были в состоянии соединять в себе подлинную христианскую веру и высокую культуру.

-- Наш институт, помимо учебной и научной деятельности, занимается организацией выставок такого рода, потому что культурная и духовная жизнь неразрывны, — сказал Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского института, — они должны взаимно проникать друг в друга. Понятия «культура» и «церковь» часто противопоставляют, хотя они должны бы писаться через черточку. Не бывает церкви без культуры — в таком случае это не церковь. А культура без церкви – это дерево без корней, которое либо засохнет, либо не принесет плода. Я сердечно благодарю Библиотеку иностранной литературы за возможность представить выставку здесь, потому что труды Неплюева именно сейчас нуждаются в прочтении и осмыслении.

Экспозиция расположена в холле третьего этажа центрального здания Иностранки, рядом с американским центром. Слышится речь с иностранным акцентом: «Расдавал сфое имущество? Прафославный? Непльюев?» Парадокс в том, что имя Николая Николаевича Неплюева, одного из самых замечательных людей, создавшего дело, которому не было аналогов ни в свое, ни в другое время, — оказалось накрепко забыто.

-- Восстановление имени — одна из наших основных задач, — сказала руководитель Музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского фонда «Преображение» Светлана Чукавина. — Он ведь действительно не преклонился перед силой факта, не хотел быть статистом в истории, хотел в ней деятельно участвовать, но не насильственно, а используя другие методы: лично отвечая за то, что происходило вокруг него в стране. Все его дело было связано с желанием доказать, что жить по-евангельски — возможно. И он доказал это всей своей жизнью: братство жило и процветало не один десяток лет до тех пор, пока не было физически уничтожено большевиками в конце 1920-х годов.

Наталья Федоренко — праправнучка Василия Константиновича Федоренко, одного из первых учеников и последователей Неплюева. Она показывает своего предка на большой фотографии — вот он, в верхнем ряду в круглых очках. Сама Наталья с детства слышала, что ее прадед был связан с именем Неплюева, но особого значения этому не предавала, пока не попала на выставку.

Экспозиция о Неплюеве приехала в Москву впервые и на ней представлены новые факты: за последние полтора года у исследователей появились документы и свидетельства, о которых они раньше даже не догадывались. Об этом рассказала преподаватель Свято-Филаретовского института, историк Наталья Игнатович, которая уже много лет занимается изучением материалов Крестовоздвиженского братства. Долгое время оставалось неизвестным, что у Николая Николаевича были последователи и в советское время. Несколько лет назад ей передали документ из Исторического архива Санкт-Петербурга, который открыл имя епископа Макария (Опоцкого). После того, как будущий владыка Макарий познакомился с Неплюевым, его жизнь перевернулась. Он тоже стал собирать вокруг себя людей, пытаясь организовать жизнь на евангельских началах. Владыка Макарий был неоднократно репрессирован и, тем не менее, всякий раз не боялся говорить: «Я считаю моим учителем Неплюева».

В заключение вечера гости участвовали в круглом столе «Общение и гонение». Такие противоположные на первый взгляд понятия оказались неразрывно связаны. Почему хорошее дело, которое делал Неплюев, практически сразу вызвало неприятие? Почему ему чинили препоны на самых разных уровнях? Почему противление в какое-то время возникло изнутри самого братства, подорвав здоровье Николая Николаевича? Разговор о природе зла требует особого разговора. Собравшиеся говорили, что во времена коллективизации было немало общин — протестантских, толстовских, молоканских, которые делали много хорошего: передавали молоко в детские дома, кормили обездоленных, исправно платили налоги, но именно это вызывало у окружающих какую-то особую злобу, которая бывает в те периоды истории, когда «накатывает идеологически оформленное зло». Продолжая эту тему, участники круглого стола говорили, что гонения на христиан продолжаются и по сей день. Как иначе можно прокомментировать факт, что каждые семь минут в мире погибает один христианин, или то, что в исконно христианских странах под флагом политкорректности людям запрещают носить нательные кресты?

Евгений Рашковский сказал, что христианство никогда не апеллирует к людям в массовом порядке, это всегда, в любых исторических условиях призыв к каждой личности, и основное послание, которое оно нам несет: «В мире будете иметь скорбь». Но иначе жить невозможно. Это вечная проблема осоления мира через личный подвиг, который совершил Николай Николаевич Неплюев.
Елена Кудрявцева

Информационная служба Преображенского братства

И, конечно, всех приглашаем посетить выставку!
ВГБИЛ им. М.И. Рудомино по адресу: ул. Николоямская, д. 1, Бежевый зал, центральный вход, 3 этаж.

В будние дни — с 10.00 до 20.00, в предпраздничные дни, сб., вс. – с 10.00 до 18.00.

Выставка продлится до 9 декабря 2012 г.

Tags: Неплюев, выставки
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments