Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Некоторые аспекты церковной проблемы лжесвященства на прим ситуации... в 1941–1944 гг.

Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Кандидат исторических наук, зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института К.П. Обозный
Некоторые аспекты церковной проблемы лжесвященства на примере ситуации временно оккупированных территорий Северо-Запада России в 1941–1944 гг.

Доклад к.и.н., зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ Константина Обозного на IV Международной научно-богословской конференции СПбДА «Актуальные вопросы богословских исследований»


Всякий раз когда Российское государство переживало кризисные периоды своей истории, деструктивные явления захватывали не только гражданские институты управления, армию и сами основы общественного порядка и согласия, но эти разрушительные метастазы проникали и в церковную жизнь. Как правило, связано это было с попытками установления некоторой частью церковного народа самочинной автокефалии, упадком церковной дисциплины, с различного рода внутрицерковными нестроениями и превышением канонических прав. Одним из таких кризисных церковных явлений было лжесвященство, или «самосвятство». По тем или иным причинам человек не имея епископского поставления на священническое служение в особом таинстве Святой Христовой Церкви, начинал совершать богослужения и таинства, не имея на то никаких канонических и богословских оснований, тем самым выдавал себя за клирика православной церкви.


Наше сообщение затронет это болезненное явление церковных нестроений – проблему лжесвященства, и будет локализовано в географических рамках Северо-Запада России, а хронологически будет простираться на период немецкой оккупации 1941–1944 гг.

На сегодняшний день достаточно хорошо изучен феномен церковного возрождения, который охватил практически все территории Советского Союза, от Прибалтики до областей Северного Кавказа и Крыма, оказавшиеся в условиях временной немецкой оккупации, начиная с лета 1941 года. Наиболее последовательно, организованно и в созвучии церковным канонам происходили процессы церковной реставрации на оккупированных территориях Ленинградской епархии, включавшей в то время районы некогда отдельных Новгородской и Псковской епархий. Церковная жизнь разворачивалась под эгидой Псковской Православной Миссии, учрежденной экзархом Прибалтики митрополитом Сергием (Воскресенским). Здесь не только была восстановлена церковно-приходская структура, но и были предприняты серьезные усилия в направлении духовного просвещения, христианской миссии и даже катехизации, которые охватили значительные слои мирного населения различного возраста.

Следует отметить, что в отличие от рейхскомиссариата «Украина» в прифронтовых областях России, находившихся в духовном ведении Псковской Православной Миссии, оккупационный режим был более щадящим, так как был представлен не гражданской администрацией в лице нацистских вождей, проводивших жесткую политику в отношении мирного населения, а военной администрацией в лице командования армий «Север» и военными комендантами на местах. Позиция последних отличалась более прагматичными и взвешенными подходами по вопросам управления оккупированными восточными территориями. Одним из таких принципиальных вопросов являлось терпимое отношение к процессам церковного возрождения.

Другой отличительной особенностью можно считать строгую каноническую приверженность Московской Патриархии самого экзарха Сергия (Воскресенского), до последних дней жизни возносившего за литургией имя Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского), а также всего подведомственного ему духовенства, как в рамках Прибалтийского экзархата, так и на территориях, где проходило служение Псковской Православной Миссии. На оккупированных территориях Ленинградской области православные клирики могли открыто совершать богослужения, только в случае их вхождения в состав Псковской Миссии. Для этого необходимо было представить в Управление Миссии документы о посвящении сан пресвитера, а также находиться в каноническом и евхаристическом общении с клиром и епископатом Московской Патриархии. В одном из документов Управления Псковской Миссии, адресованном оккупационной администрации, подчеркивалось, что к совершению богослужений могли быть допущены только те священнослужители, кто «после проверки их прав и их прошлого управлением Миссии или по ее поручению отдельным миссионерам были выданы необходимые для этого свидетельства»[1]. Весьма примечательно, что немецкие власти также были обеспокоены вопросами состояния клира Православной Миссии. В сводке «Зихерхайтсполиции и СД» от 6 ноября 1942 года отправленной из Пскова в Берлин было сказано, что «Миссия отвечала за каноническую проверку назначаемого духовенства и его политическую деятельность»[2]. Таким образом, церковное руководство больше уделяло внимание церковно-дисциплинарному аспекту этой проблемы, а государственную власть, как всегда, интересовала, прежде всего, степень лояльности духовенства в отношении оккупационного режима.

Принципиальная позиция в отношении подведомственного духовенства неоднократно находила свое подтверждение в распоряжениях Экзаршей канцелярии и циркулярах Управления Псковской Миссии. Так, например, в октябре 1941 года секретарь Управления Миссии священник Георгий Бенигсен обратился к клирикам, находящимся на оккупированных территориях, с призывом регистрироваться в Управлении Православной Миссии, также давал указания, как принимать в общение обновленцев, григориан, иосифлян, и о служении на временных престолах[3].

Полный текст доклада



Tags: история, церковь
Subscribe

  • Рождество...

    Сегодня уже многие христиане празднуют Рождество Христово. Поздравляю! А Константин Евгеньевич празднует 60-летие, что замечательно. Но вообще…

  • 30 октября 2018 года. Молитва памяти

    На ул. Забелина у стен Ивановского монастыря, основанного в XV веке (сохранился собор XVI в., он на фото виден) и в ХХ веке концлагаерем НКВД,…

  • Livejournal посвящается

    После довольно продолжительного отсутствия заглянул снова в ЖЖ, посмотрел ленту... Пока больше ничего в голову не приходит.

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments