Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Жанр книг Премудрости в Ветхом Завете

Не только катехизаторам это может быть интересно:
Оригинал взят у makekaresus в Жанр книг Премудрости в Ветхом Завете
Третье направление Священного Предания в ветхозаветном Израиле, ставшее в свое время Писанием, не менее древнее, чем пророческая и священническая традиции, но первоначально развивавшееся отдельно от них, вступив в контакт лишь в сравнительно позднее время. Это литература Мудрых, или Премудрости. Она включает в себя пять книг: Иова, Притчей, Экклезиаста, Премудрости Иисуса сына Сирахова и Премудрости Соломона. К ним присоединяли еще две: Псалтирь и Песнь Песней, «в которых мы видим ту же направленность мысли, выраженной в поэтической форме» .

Учительные книги почти ничего не говорят о Завете и Обетовании, Храме и Законе. Кругозор этих книг общечеловеческий. Они трактуют о важнейших нравственных проблемах, повседневной жизни рядового человека. В них мы не найдем ни пророчеств, ни летописных сказаний. Их жанр – назидательные размышления, или поэмы о жизни. Боговдохновенных авторов этих книг называли «хакамами» – мудрецами (3 Цар. 4:29 – 34; Притч. 1:5 – 6; 15:12; 16:14; Эккл. 12:11). Мудрецы в Древнем Израиле поставлялись по чести возле пророков и священников (Иер. 18, 18) и противопоставлялись нечестивым лжемудрецам (Притч. 14, 6; 15, 12; 21, 11; 24, 9). Корпорация хакамов возникла как раз при Соломоне. Члены ее собирали и записывали афоризмы народной мудрости, слагали поэмы, гимны и притчи. Та часть их наследия, которая вошла в Библию, характеризуется особыми чертами. Легче всего заметить эти черты при сравнении с другими библейскими традициями.
Причину возникновения жанра премудрости объясняют по-разному. Одни считают, что причина происхождения этого жанра лежит в особом складе ума людей Востока, другие кроме этой причины приводят ту, что после длительной борьбы за политическую независимость, которую Израиль, в конце концов, получил, вместе с независимостью пришла в Израиль и монархическая форма правления по египетскому типу, которая позволила более активно контактировать с окружающими народами и, развиваясь в культурном и национальном отношениях, заимствовать жанр премудрости у других народов, которые к тому времени уже имели достаточно развитую дидактическую письменность.
«Наиболее глубокие корни письменности мудрых Израиля уходят в жизненный опыт семьи или клана» , где отец предостерегает сына от некоторых действий и советует воздержаться от выбора определенных типов поведения. Отсюда рождаются некоторые пословицы, содержащие абсолютные запреты, сформулированные как приказания. «Многие пословицы сходны с советами отца сыну» , стоящему перед выбором жизненного пути. Из семейного или школьного круга происходят также пословицы, начинающиеся с обращения: «Сын мой». Многие пословицы отмечены большим изяществом слога: умудренный опытом человек наблюдает за течением жизни и поведением людей, чтобы свести потом свой опыт до краткого, меткого изречения, представляющего собой квинтэссенцию его обширных знаний. «Так рождаются разные виды пословиц: простые констатации, или открытия в области человеческого поведения, или указания пути, ведущего к успеху и т.п.» . Встречаются песни и гимны (Сир. 24:1-22), молитвы (Сир. 23: 1-5; 36: 1-17; 51, 1-17). Впрочем, сочинения мудрых узнаются не только по специфическим признакам «формы», но и по присутствию характерного взгляда на мир. Главная задача подобного текста - «сформировать», что же есть премудрость» .
Традиция приписывает Соломону три знаменитых канонических сочинения: житейски мудрую «Книгу Притчей Соломоновых», исполненную экзистенциального скепсиса «Книгу Экклезиаста, или Проповедника» и любовную поэму «Книгу Песни Песней Соломона». За пределами «Танаха» находится два сочинения, связанные с именем Соломона – «Книга Премудрости Соломона» и «Псалмы Соломона». По данным поздней библейской критики, «Книга Премудрости Соломона» была написана во II в. до н.э., в Египте, в иудейской общине Александрии. К жанру книг «премудрости» примыкает еще одно неканоническое иудейское сочинение – «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» (кон. II в. до н.э.), «плод высшего расцвета теософической мысли в последние века до Рождества Христова», по оценке православного автора.
Как Соломон приобрел такую массу знаний, сказать трудно; можно предположить только, что они могли быть усвоены умом наблюдательным, сосредоточенным и любознательным. Склад ума Соломона был философский, стремившийся к объединению всех знаний, выработке цельного систематического миросозерцания, выразительный памятник которого мы имеем в книге Экклезиаста. Обширный ум Соломона сделал его имя нарицательным – им означают всякого глубокомысленного и многомудрого человека.
Во время правления Соломона, когда в Израиле наблюдается расцвет литературы жанра «Премудрости», эти интеллектуальные контакты особенно интенсивны. Тогда «приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:34). Как говорит Писание, мудрость Соломона была «выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян» (3 Цар. 4:30). При Соломоне начинается сближение Израиля с Египтом, которое закрепилось на столетия. Многие еврейские цари в своей политике ориентировались на фараонов, а те в свою очередь смотрели на Палестину как на заслон от Ассирии и Халдеи. Женитьба Соломона на дочери египетского царя явилась фактом беспрецедентным (прежде фараоны не отдавали своих дочерей за иноплеменников). Такого рода контакты сказались и на культуре. В Египте издавна существовал наследственный класс писцов, которые ведали школами, библиотеками, служили чиновниками и администраторами, создавали и публиковали произведения литературы. Литература эта включала научные трактаты и летописи, поэмы и повести, лирику и сказки, притчи и афоризмы. По египетскому образцу Соломон завел у себя придворных писцов, или «соферов», во главе которых стояли Елихореф, Ахия и Иосафат (3 Цар. 4:3). Вероятно, именно им было поручено сохранить для потомства изречения царя. Многие из притч несут печать иноземного влияния и местами совпадают с аналогичными афоризмами египтян. Придворные писцы, будучи по образованию переписчиками, были также и мудрецами, которые собирали житейскую мудрость и мудрость управления государством и обществом. Так зарождается еще одна традиция – традиция премудрости, которая найдет воплощение в литературе Премудрости.
Соломон, таким образом, предстаёт пред нами как основатель дидактической литературы Израиля, который, переняв жанр дидактики из других стран, испросил у Господа божественной мудрости (3 Цар. 3:6 – 14) и, получив её в изобилии, возвысил обычный житейский смысл восточной премудрости до уровня этического. Произведения «книг Премудрости» были распространены на всем Древнем Востоке. На небосклоне культуры изобильных стран Востока в первом тысячелетии до н.э. сияют и звезды мудрых Израиля: «Будучи плодами экуменической открытости и просветительского сознания, они в границах единой культуры Востока осознавали, видоизменяли или перерабатывали мысли соседних народов. Книги мудрых в Библии отличаются постоянным соприсутствием яхвистского монотеизма и элементов культуры Древнего Востока. Как широкий поток, мысль мудрых Израиля пересекает и плодотворит всю историю избранного народа, от времени царствия Соломона (970 – 930) до последних десятилетий перед Рождеством Христовым» . В Египте на протяжении его многовековой истории появилось немало книг премудрости.
Древний Египет дал значительное число книг премудрости. В Египте поучения чаще всего принимают форму советов отца сыну и основаны на личном опыте или на традиции. Идеал египетского мудреца – «молчальник», человек обретший власть над своими чувствами. Мудрец – удачливый человек, счастливец. Основа мировоззрения древнего египтянина – ma`at, что переводится как «премудрость». Это – божественный миропорядок, установленный Богом в творении: тот, кто соответствует ему, имеет во всем успех и счастье; преступающий его обречен на падение. Цель поучений мудрецов – установить соответствие между поведением человека и этим божественным промыслом – или вселенской гармонией, пронизывающей космос и определяющий жизнь человека. «Для египетских мудрецов совершенно ясна идея Бога, всемогущего Создателя, в руке которого находимся человеческая жизнь, пути человека и суд над ним». Само библейское понятие премудрости совпадает во многом с египетским «ma`at». Египетское слово ma`at означала и «правосудие», один из существенных атрибутов египетского государства, и это правосудие выражалось в праведности суда в отношении к личностям и казусам. Египетская культура протестовала против суда бездушного и неправого. Например. Крестьянин, боровшийся против несправедливости, не подчинился униженно решению судьи, а вместо этого горестно воскликнул: «сын Меру продолжает идти по ложному пути!», – сетуя на то, что у чиновника нет руководящих принципов. Подобным же образом Рамзес II, покинутый в битве, восстал в гневе против верховного бога Амуна и вскричал: «Что с тобой, отец мой Амун? Разве отец забывает своего сына?» и продолжал перечислять благодеяния, которые он оказывал богу, и которые заслуживали лучшей оплаты. Здесь нет покорности судьбе, ни неисповедимым замыслам богов; здесь негодующее сознание того, что личные достоинства должны быть вознаграждены. Это опять же напоминает сетования Иова на не справедливость судьбы.
В Месопотамии, начиная с шумерской эпохи, составлялись притчи, басни, поэмы о страдании, в какой-то мере напоминающие нам книгу Иова. Это месопотамская мудрость проникла в Ханаан: в Рас-Шамре были найдены тексты о мудрости на аккадском языке. «Премудрость Ахиахара», появившаяся в Ассирии и распространившаяся в кругах, говоривших по-арамейски, была затем переведена на несколько древних языков. Этот род мудрости по существу международен и не является собственно религиозным. В центре внимания мудрых стоит жизненный путь человека, но их метод – не философская рефлексия, как у греков, а собирание плодов жизненного опыта. Они преподают искусство жить и находиться на интеллектуальном уровне своей среды и эпохи; учат человека сообразовываться с порядком мироздания и указывают, как достигать счастья и успеха. Однако их советы не всегда приводят к желанным результатам, и этот опыт служит исходной точкой пессимизма, которым проникнут ряд произведений мудрости как в Египте, так и в Месопотамии. Такая мудрость процветала и у израильтян. Характерно, что израильские мудрецы признавали свою связь с мудростью «сынов Востока и Египта» и лучшей похвалой премудрости Соломона считали утверждение о ее превосходстве над мудростью языческой (3 Цар. 4:29). Иногда «мудрые» следуют общему течению, иногда идут вразрез с ним и дают начало новому течению, называемому «премудростью инакомыслящих», свойственной книгам Иова и Экклезиаста. «Эти тексты имеют истоки в живой вере народа Израиля и одновременно питаются от плодов долгой и всеобъемлющей рефлексии, определяющей культурную жизнь Востока в течение всего первого тысячелетия до Рождества Христова» .
Жанр «премудрости» базировался на традиции светской мудрости, общей для всего Ближнего Востока в древности и в целом не связанной с какой-то определенной религией, поскольку учения мудрости не признавали языковых и культурных различий и были одинаково популярны как в Египте, так и в Месопотамии. Тексты литературы мудрости, независимо от их происхождения, обычно давали советы по вопросам этики, устройства своей жизни и отношениям в семье. Библейские тексты мудрости включают в себя Книги Притч, Песнь песней и Экклезиаста, приписываемых традицией царю Соломону. По сравнению с другими книгами Библии литература мудрости уделяет мало внимания теологическим принципам и историческому опыту Израиля. Проблемы, которые в ней поднимаются, - и советы, которые она предлагает, могут быть охарактеризованы как общая ближневосточная светская мудрость с еврейской перспективой. Мудрость, очевидно, преподавалась в школах, специализировавшихся в этой дисциплине, и Книга Притч часто упоминает взаимоотношения между учителем и учеником. Традиция мудрости была продолжена в нескольких книгах эпохи Второго Храма и оказала глубокое влияние на позднейшее развитие иудаизма.
Характерные черты «учительных книг» нашли отражение, например, в Книге Притчей Соломона, которая «подвергает обсуждению потребности высшей духовной жизни со всех сторон, и дает руководительные начала и объяснения для многих таких отношений, которые в других священных книгах вовсе не затронуты» . «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» также начертывает «правила жизни» и общие нравственно-философские принципы, которые остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни, ибо основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Весьма примечательно то, что некоторые «учительные книги» Ветхого Завета пишутся именно тогда, когда Ветхий Израиль подвергается мощному влиянию эллинистической культуры – влиянию, затронувшему не только иудейскую диаспору, но и саму Палестину. Яркий пример такого синтеза «иудейства» и «эллинизма» (а отчасти, и древневосточных культур) являет «Книга Премудрости Соломона».



Tags: Библия, катехизация, перепост
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments