Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Краткая история и принципы Воинства Господнего

Огромное спасибо за этот труд pa_o_lina в Краткая история и принципы Воинства Господнего
Воинство Господне как духовное движение в Румынской Православной Церкви стало живой реальностью наших дней, существование и плоды которой все более привлекают внимание общественности. Одни знают это движение лучше, другие – хуже; одни высказывают свое мнение о Воинстве Господнем из собственного опыта знакомства с ним, другие судят о нем понаслышке, глядя на это движение сквозь призму предубеждений, унаследованных от эпохи, о которой грустно вспоминать.

Однако Тертуллиан, великий церковный писатель второго века, в своей «Апологетике» говорит нам: «Истина требует единственного: прежде, чем что-либо осудить, необходимо это изучить».


1. Необходимость появления Воинства Господнего.

После Первой мировой войны, завершившейся в 1918, когда жертвами наших воинов была создана Великая Румыния, социально-экономические и духовно-нравственные условия являли собой картину, отнюдь не соответствующую героизму нашего народа и той судьбе, которую уготовал Господь здесь, у истоков Дуная. Кроме того, все более чувствуется проявление нового феномена: появляются иные верования, которые пытались «закинуть сети в эти бушующие воды». В этих новых условиях остро чувствовалась необходимость радикальных перемен, которые могли бы способствовать укреплению и развитию Великой Румынии. И как было всегда в нашей истории на протяжении двух тысяч лет, Христос и Его Церковь сопровождали нас и направляли на пути в трудных ситуациях. Так и в это время мы находились на распутье. В 1920 митрополитом Трансильвании стал молодой профессор богословия на факультете в Сибиу, доктор Николае Бэлан. Он окончил аспирантуру в Оксфордском университете в Англии – в стране, в которой Библию читали больше всего. Воодушевленный великими мыслями и идеями обновления, новый иерарх искал соработников, таких же одаренных энтузиастов, для того чтобы начать духовное «наступление» в Румынской церкви и сделать ее способной отвечать на нужды современности. Одним из тех, кто был призван к этой борьбе, был и о.Иосиф Трифа, которого митрополит Бэлан хорошо знал еще со времен, когда о.Иосиф был студентом в Сибиу. Так, в августе 1921, после десяти лет священнического служения в Видре де Сус, о.И.Трифа был назначен с 1 сентября духовником богословского факультета, затем с 1 января 1922 – одновременно с учреждением (основанием) информационного листка «Свет для сел» - становится его редактором, оставаясь в этой должности до 1934. Газета была хорошо принята, за один год завоевав признание большого количества читателей. И все-таки о.Иосиф Трифа чувствовал, что недостаточно лишь культурно-религиозной инициативы. Плуг Церкви должен был провести более глубокую борозду. Было необходимо открыть более широкий «фронт» борьбы против всевозможных грехов, терзавших румынский народ. Новогодняя ночь 1923 застает о.Иосифа Трифу на коленях, сокрушенного и взывающего о помощи к Спасителю для того, чтобы начать новое миссионерское делание и объявить войну греху во всех формах его проявления. Так, в листке «Свет для сел» №1, 1 января 1923 года, появляется это Воззвание ко всем читателям, которые хотели бы вступить в Духовное движение Воинства Господнего. Это «воззвание» было актом рождения Воинства Господнего. Митрополит Николае Бэлан безоговорочно благословил это начинание о.Иосифа Трифы в последующие годы.

2. Деятельность Воинства Господнего до установления коммунистического режима.

На первом этапе, на «короткое» время непосредственной (первоочередной) целью движения была борьба с алкоголизмом, табакокурением, сквернословием и другими безнравственными отклонениями от христианской и общественной нормы жизни. На втором этапе, в течение более продолжительного времени, при том, что исходные цели сохраняли свою актуальность, фронты борьбы расширились: раскрытие заново, хранение и действенное воплощение в жизни нашей православной веры и ее священных спасительных традиции через призыв к действию (пробуждение) духовенства и всех мирян, на всех уровнях. В этом смысле приходят к обновленному осмыслению понятия обращения, рождения свыше (метанойи) через Таинство Покаяния, в центре которой – Жертва Христа Распятого, т.е. Христос Евхаристии и Христос-Логос. Сам митрополит Николае Бэлан в 1930 обосновывал появление этого духовного движения, указывая на его цели: «Перед лицом переменившихся времен нам необходимо более активное священство, течение духовного и душевного возрождения. Это течение породило движение Воинство Господнего, основанное и руководимое о.Иосифом Трифой (…)». Плоды не замедлили проявиться: сотни кабаков были закрыты, множество людей переменили свою жизнь, став хорошими христианами и добросовестными гражданами. Крестьяне, работники, воины, врачи, адвокаты, нотариусы, мэры, ученики, студенты, учителя, профессора, священники и другие категории людей вступали в это движение, которому предстояло изменить лик всей Румынии, отнимая у сект «воду от мельницы» и являя свидетельство того, что Православная церковь не стала бесплодной матерью, но способна через свое учение и наследие рождать чад и вести всех ко спасению. Разумеется, это движение было новым для нашей страны. Появились и противники. Некоторые были против из искреннего беспокойства, опасаясь нежелательных последствий. Другие не принимали Воинство потому, что оно наносило удар по их интересам (владельцы кабаков и производители спиртных напитков), а некоторые – просто из неверия. На защиту Воинства поднялся архимандрит Юлиу Скрибан, выдающаяся фигура в румынской церковной литературе в межвоенный период. Однако плоды движения были слишком очевидны, чтобы не принимать их во внимание. До 1935 года появилось более 37 заголовков книг и альманахов общим тиражом более 1 032 000 экземпляров, а листки «Свет для сел» и «Воинство Господне» - тиражом 15 580 800 экземпляров. Конфликт между о.Иосифом Трифой и митрополитом Николае Бэлан возник на почве проблем административного порядка и в непримиримом противостоянии между духом мира сего и Духом Христа и Евангелия. О.Иосиф Трифа радел о Православии воинствующем, основанном на воплощении в жизнь Евангельского учения и Священного Предания – единственного пути, по которому можно созидать живую и воинствующую Церковь. По сути дела, к этому стремился и митрополит Николае, дав благословение этому движению с самого его основания. Однако позднее, после 1935, под влиянием рокового стечения обстоятельств, он изверг из сана о.Иосифа, которого ранее он поддерживал безоговорочно. В Резолюции 12 сентября 1937 о.Иосиф Трифа сформулировал четкую позицию Воинства Господнего по отношению к Церкви и его национальные и духовные цели: «Воинство Господне никак не больше Православия, это тесная семья, община, евангельское братство, с ясным устремлением воплощать в жизнь как можно полнее учение Библии и Церкви. Мы трудимся для того, чтобы выйти из рутины жизни и возрастать в Господе для спасения душ наших. Воинство Господне не имеет никаких догматических или канонических претензий (притязаний). Нам нечего добавить к церковным канонам. Воинство Господне не хотело и не хочет составить правила, выходящие за границы Церкви или противоречащие ей. Но наше движение стремится всем своим существом проживать существующие правила Церкви». О.Иосиф Трифа не хотел реформировать учение Церкви, но до самого основания изменить нашу жизнь, через Таинство Покаяния и Рождения свыше, о чем мы уже говорили раньше. Многие считали, что после смерти о.Иосифа (12 февраля 1938) Воинство Господне перестанет существовать. Однако движение продолжало жить, направляемое учителем Иоанном Марини (┼ 2 февраля 1947) и поэтом Траяном Дорзом (┼ 20 июня 1989). Это духовное движение было совершенно новым явлением для румынского Православия. Именно поэтому некоторые верующие и пастыри принимали его безоговорочно, другие полностью его отрицали.

3. Воинство Господне в годы коммунизма.

Для атеистического режима, установившегося после 1947, Воинство Господне стало не союзником, а «опасный враг на пути строительства социализма и коммунизма». По своему статусу Воинство не вело никакой воинствующей политики. Это не означало, что движение не критиковало зло, существовавшее в политической сфере того времени, с позиций Евангелия Христова. Именно поэтому с 1948 Воинство Господне было объявлено коммунистами противозаконным. Члены и духовные наставники движения продолжали трудиться в подполье, по евангельскому принципу «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5: 29). Следовательно, они предпочитали потерять работу, попасть в тюрьму или платить огромные штрафы, нежели давать кесарю то, что надлежало отдавать Богу. Коммунистическая судебная система наказывала многих в уголовном порядке. Приговоры в общей сложности насчитывали сотни лет тюремного заключения и сотни тысяч леев штрафов (в валюте того времени). Многие воины погибли в тюрьмах или концлагерях. Однако они не отступили от веры и от их христианского идеала. Под давлением Департамента культов и партийной политики, а также из-за их безразличия и трусости некоторых представителей церковных властей, Воинство Господне определяли как секту или совершенно необоснованно предъявляли ему политические обвинения.

4. Воинство Господне после Революции в декабре 1989 года.

Изменения, произошедшие в нашей стране после Революции, оказали положительное влияние и на Воинство Господне, которое было восстановлено в своих правах. Первым документом, изданным Священным Синодом и опубликованным в первом номере газеты «Вестник Православия» за 1990 год, предусматривал участие Воинства Господнего в миссионерском служении Церкви. Затем последовали другие акты о восстановлении прав. На заседании Священного Синода 28 сентября 1990 Воинство был признано живым и верным членом Православной Церкви. Был одобрен и устав этого движения. На этом же заседании с о.Иосифа Трифы было снято несправедливое прещение и реабилитирована его память. Согласно решению гражданского суда г.Сибиу №1002, март 1990, дополненному решением №626 этого же суда, Воинство Господне становится неправительственным и некоммерческим юридическим лицом с центром в Сибиу. Источником средств для существования являются пожертвования членов и друзей движения. Ассоциация распространена по всей территории Румынии, а также за ее пределами, в румынских диаспорах. До 1994 его Преосвященство Серафим Фэгэрэшанул был делегирован от Священного Синода для решения вопросов Воинства. После того, как он стал митрополитом Румынской Православной Церкви в Центральной и Северной Европе, на эту должность вступил епископ Арджешский Калиник. Проф.-свящ. Василе Михок и, с недавнего времени, епископ-викарий Виссарион Расинаряну отвечают в Священном Синоде за публикации Воинства Господнего. После апробации со стороны Государственного секретариата по религиозным делам и Министерства Культуры, в 1991 в Сибиу основано издательство «Воинство Господне», также некоммерческого и негосударственного плана. Благодаря этому каждый месяц начинает выходить газета Ассоциации «Иисус Победитель», а с 1 января этого года она становится еженедельником, при этом на передовой странице указано: «По благословению Священного Синода Румынской Православной Церкви». Раз в три месяца выходит журнал «Тимотеос» для детей и молодежи. В издательстве Воинства Господнего было выпущено более 60 наименований религиозных книг, полезных для христианского научения членов движения и других верующих Православной Церкви. Согласно своему юридическому и духовному уставу, Воинство Господне воплощает свои цели:

- организация духовных собраний, помимо церковных служб, в которые священники и миряне, разделяющие устремления Воинства или являющиеся его друзьями, размышляют над текстами Священного Писания в свете Священного Предания, для того чтобы углубиться в смысл христианского вероучения и воплотить его идеалы – спасение - в жизнь;

- оглашение (катехизация) детей и молодежи;

- культурно-просветительсквя деятельность в христианском духе;

- борьба с преступной легализацией абортов;

- защита матери и ребенка и семьи, через которых Господь осуществляет Свой замысел о спасении рода человеческого;

- борьба (теми средствами, которые нам предлагает Евангелие Христово и Его Церковь) с содомией и всеми отклонениями от пути заповедей Божьих, которые дал Господь людям на все времена;
- дела христианской благотворительности (помощь бедным, болящим и инвалидам, проповедь Евангелия в тюрьмах и т.д.), через миссионерские группы, пожертвования религиозными книгами и газетами, а также - для братьев-румын в Украине, Бессарабии, Югославии и Венгрии – богослужебными книгами в случае необходимости.

5. Воинство Господне в настоящее время

После 1990 года пропаганда неопротестантского прозелитизма все больше наступает, используя все современные «орудия» «евангелизации». Даже если бы Воинства Господне не существовало, в этих условиях его следовало бы «изобрести». Оно является живым членом Церкви, и там, где пастыри по-настоящему осознают его ценность и позволяют ему действовать, результаты поистине впечатляют. Согласно принципам Воинства, нам, православным христианам, необходимо самим проводить «евангелизацию», не допуская это делать чужестранцам. Наша вера возникла не в XVI веке, и не с 1700. Мы восприняли ее от Самого Спасителя, через св.апостола Андрея. В золотой век христианства каждый член ранней Церкви был миссионером, умеющим дать каждому отчет о своей вере. Только тогда, когда каждый православный будет знать свою веру и воплощать ее в жизнь, мы сможем одержать победу над теми проповедниками Евангелия, которые собирают стадионы.

Источник: официальный сайт Воинства Господнего
Перевод с румынского.
Tags: братство, перепост, церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments