Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Первый сюжет в свете

Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Начало 1830-х годов Явление Мессии (Явление Христа народу). 1837–1857 годы. Государственная Третьяковская галерея
Начало 1830-х годов Явление Мессии (Явление Христа народу). 1837–1857 годы. Государственная Третьяковская галерея
Явление Мессии. Первый набросок будущей картины (из альбома В.А. Жуковского). Начало 1830-х годов
Явление Мессии. Первый набросок будущей картины (из альбома В.А. Жуковского). Начало 1830-х годов
«Первоначальный» эскиз. 1834 год
«Первоначальный» эскиз. 1834 год
Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине. 1840-е годы
Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине. 1840-е годы
Путешественник (предполагаемый автопортрет А.А. Иванова). Этюд к картине. 1840-е годы
Путешественник (предполагаемый автопортрет А.А. Иванова). Этюд к картине. 1840-е годы
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 год. Государственный Русский музей
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835 год. Государственный Русский музей
Первый сюжет в свете (начало)

Статья проф. А.М. Копировского в журнале «Русский мир», май 2012

«…Если бы сию минуту Богу было угодно лишить меня здешней жизни, то я поблагодарил бы Его за то, что Он прославил меня отысканием первого сюжета в свете!»

Из письма художника А.А. Иванова отцу

Поднявшись по главной лестнице Третьяковской галереи, вначале нужно повернуть направо и в соответствии с планировкой совершить круг по экспозиции XVIII века. «Души изменчивой приметы» на портретах Никитина, Рокотова, Левицкого, Боровиковского… Поворот налево, в XIX век: хрестоматийный Пушкин кисти Кипренского, несколько портретов, пейзажей… Еще немного вперед — и справа в перспективе через зал открывается наконец одно из чудес России, картина, мимо которой невозможно пройти. Ее автор родился и учился в Петербурге, работал над ней в течение почти 25 лет в Италии, но ни разу не был в Москве (в конце жизни очень хотел сюда приехать — увы, не получилось). Зато теперь его картина — одна из самых ярких визитных карточек Москвы, Третьяковской галереи да и вообще всей русской живописи. «Явление Христа народу» (автор называл ее «Явление Мессии») — наша единственная цель сегодня.

Величие замысла

«Служенье муз не терпит суеты» — знаменитая пушкинская фраза касается не только поэтов и художников, но и тех, кто слушает их стихи и смотрит их картины. Поэтому вначале нужно немного постоять там, откуда мы впервые увидели картину Иванова. Успокоиться и просто полюбоваться раскрывающимся в ней пространством, ярким, звучным цветом итальянского неба, мощной кроной дерева в левой части и, конечно, эффектно заполняющими это пространство фигурами. Среди них выделяется огромного роста человек в необычной одежде — золотистой шкуре, покрытой светло-коричневой мантией, с крестом в поднятой руке. Остальные, за исключением четырех мужских фигур слева, пока трудноразличимы. Потом, не отрывая глаз от картины, нужно пройти через зал Брюллова и остановиться у дверного проема перед вторым залом, в котором «живут» эта и другие работы великого русского художника Александра Андреевича Иванова.

Прежде всего впечатляют грандиозные размеры картины: 5,4 на 7,5 метра. Сюжет выбирался Ивановым как самый важный, «первый в свете» (сразу вспоминается Иосиф Бродский: «Главное — величие замысла!»), отсюда и соответствующий размах его воплощения. Но, конечно, не только размером картина привлекает к себе внимание. Почему выбран именно этот сюжет, почему он — «первый», единственный? И почему он именно так воплощен: на первом плане, и даже на втором, — толпа самых разных людей, а маленькая, едва заметная фигура Христа — на заднем? Что это — явление Христа народу или, как саркастически сформулировал В. Розанов, «затмение Христа народом»? Не будем спешить. Как сказал о художнике в начале ХХ века известный деятель русской культуры Сергей Дягилев: «Иванов — целая загадка. С одной стороны, кто из русских его не знает? С другой стороны, никто из русских его не знает».

Но можно ли «знать» гения? Творчество Александра Иванова хорошо изучено. Написаны десятки статей, защищены несколько диссертаций, изданы капитальные монографии академика Михаила Алпатова и профессора Михаила Алленова, солидный том «Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях» (составитель И.А. Виноградов). Наконец, в 2006 году, к 200-летию со дня рождения художника, Третьяковская галерея представила полный каталог его работ с обширными комментариями. Но непосредственное общение с великой картиной вновь может поставить под вопрос то, что, кажется, уже давно о ней известно. И даже собственные впечатления от нее каждый раз обновляются…

Вначале — несколько характеристик автора картины. «Сумасшедший мистик» (полковник Л.И. Киль, начальник колонии русских художников в Риме). «Новый Корреджио», «отшельник» (Н.В. Гоголь). «Упрям и своеобычен» (Ф.И. Иордан, гравер). «Младенческая чистота души, трогательная наивность» (Н.Г. Чернышевский). «Всех слушал и никого не слушался» (В.В. Стасов). «Святой художник» (А.С. Хомяков). Наверное, достаточно, чтобы понять — Иванов был, мягко говоря, неоднозначен. Теперь перейдем к его картине, которая, как легко догадаться, тоже неоднозначна.

Поиски сюжета

«Выбор сюжета для будущей картины моей долго затруднял меня», — признавался художник. Он попытался воплотить в эскизах несколько ветхозаветных событий, имея в виду их назидательный характер: Самсон в объятиях Далилы — напоминание о женском коварстве; Давид играет на арфе перед Саулом — о смиряющей зло силе искусства; Иосиф, ставший богатым и знатным, открывается братьям, в детстве продавшим его в Египет, — великодушное прощение; братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина — справедливое, и притом хитроумное, возмездие (они вынуждены теперь отправить своего младшего брата, Вениамина, в Египет, как когда-то сделали это с Иосифом). Но, как правильно подсказал Иванову один из его старших друзей и коллег, Франц Овербек, последний сюжет — лишь фрагмент истории Иосифа, частность, которую невозможно расширить до серьезного обобщения, — как, впрочем, и все остальные. Иванов же хотел создать сразу нечто великое, грандиозное, единственное в своем роде. Явление Мессии.
п р о д о л ж е н и е

Tags: СФИ, искусство, культура, христианство
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments