Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Category:

Выдержки из дневников святителя Николая Японского: 1900 г.

Оригинал взят у ruponia в Выдержки из дневников святителя Николая Японского: 1900 г.

31 Декабря 1899 /12 Января 1900.

Пятница.

<... > Серо, буднично, как-то совсем не радостно наступает год, да еще завершающий собою 19 столетие! Вероятно, принесет обычную сутолоку — вечное корпение над переводом, вечную жажду чего-ни­ будь доброго в Церкви, вечное томление, что нет ничего такого, — все и всегда так вяло, — служащие неусердны (и сам же первый по всему этому), язычники к проповеди глухи... Впрочем, то же, что выше: пе­ ределать все это так, как мне хотелось бы, не по нашим силам. Итак, да будет воля Божия! <...> Бодро вперед!



5/18 Апреля 1900.

Великая Среда.

Обычные церк[овные] службы, ведущиеся правильно и истово. Но мучил сегодня своим вялым служением и особенно безобразным чте­ нием Евангелий о. Петр... уж хуже читать и невообразимо: убивает всякое внимание и чувство. А как его научить читать лучше? Ведь говорил ему много раз — безобразно; поди искорени многолетнюю привычку. <... > И грустно думалось: бредет-то к нам народ все больше ленивый, кто пожи­ вее и поумнее и не думает заглянуть к нам — идут на другие службы. Впрочем, и в России не то же ли? Не уходят ли и там все лучшие силы в политику, разные министерства, [нрзб], оставив духовенству лишь ниж­ ний слой? Оттого и духовенство у нас плохо, духовная литература мелоч­ на, духовенство... такое, что до сих пор в 30 лет ни одного доброго мисси­ онера не выслало сюда Отечество. <...> Э-эх, грусть-тоска глубокая!

9/22 Апреля 1900.

Пасха.

Обычное великолепное, высоко душу настраивающее Богослуже­ ние. Было тихо, но пасмурно, и чуть-чуть накрапывало, когда был кре­ стный ход вокруг собора, после сейчас же пошел дождь и вот беспрерыв­ но идет до сего времени — 4 часов дня. В Соборе народа было несколько меньше, чем в прошлую Пасху, — налево было достаточно пустого места.

13/26 Апреля 1900.

Четверг Светлой Седьмицы.

В Оказаки.

Утром читал Евангелие от Иоанна о. Матфею, катехизаторам и христианам, чтоб узнать их мнение о переводе. Все нашли его удобо­ понятным и правильным, только слово «нивадзукури» в 1 ст. 15 гл., «отец мой делатель», не одобрили — советовали «будоодзукури».

В 9 часов обедница, отслуженная с о. Матфеем, и проповедь, ска­ занная мною о плодах Воскресения Христова.

В 11 часов в церкви же начался «симбоквай». Василий Таде, став у столика, на котором была ваза с цветами и стакан с водой (столик стоит налево внизу амвона), и отпив глоток воды, чтобы промочить горло, заораторствовал о цели собрания и вдруг неожиданно приплел меня — «30 лет, де... » и проч.

Я должен был отвечать и сказал, что я не более чем спичка, которою зажгли свечу; спичка после этого сама гаснет, и ее бросают наземь, как ни на что не годную. <...>

21 Апр[еля] / 4 Мая 1900.

Пятница Фоминой.

Павел... приходит с огромной рукописью:

Это вот я сочинил проект исправления преступников и задумал основать всемирное общество для сего. Правил 153 пункта. Продам меч и на вырученные деньги переведу проект на английский язык, напечатаю и разошлю по всем государствам, приглашая членов для создания общества. Будет председатель, епископ будет подавать советы...

А сколько за меч выручите? — вопросил я.

[Й]ен 700-800.

Так когда будут у вас в руках эти деньги, вы бросьте их в море или в огонь — употребление будет такое же, как на проект, только для вас меньше будет хлопот. Люди, в тысячу раз умнейшие, чем вы, истощали и истощают усилья для той же цели, о которой задумали вы, и никак не могут достигнуть ее и т. д. <... >

Но удивителен тип рассуждения — ни малейшей, по-видимому, мысли о том, что самому нужно исправиться.

В отчаяние приводит трудность перевода посл[ание] Ап. Петра — за утро и вечер и десяток первых стихов не исправили, а третий раз исправляем; всякий раз добьешься того, что выйдет отлично, понятно, но вновь принялись, глядь, и сами не можем понять, о чем у нас учит Ап[осто]л Петр. Хорош перевод, коли сами переводчики в толк не возьмут, что написано! Боже, что за мучение! Противоположные грамматич[еские] конструкции — изволь тут перевести эту беспрерывную на целую страницу цепь текстов. А станешь рубить — смысл извращается; то — золотая цепь, а это — горсть разбросанных колец. Что делать? <...>

27 Апр[еля] / 5 Мая 1900.

Суббота Фоминой недели.

От необоримости трудностей перевода такое убийственное растворение духа, что не смотрел бы на свет Божий! Сколько ни [нрзб], ничего путного не выходит — как тут не прийти в отчаяние! Перевели мы 1-ю главу Петрова послания — так, что читая всякий поймет, но что это за перевод! Набросок бессвязных мыслей!

18/31 Мая 1900.

Четверг. Праздник

Вознесения Господня.

На Литургии совсем мало из города христиан. Грустно! Не таков в России этот праздник. Там бы хотелось быть.

6/19 Июня 1900.

Вторник.

<...> Был протестантский катехизатор из Кагосима. <...>

— У Спасителя одни уста и одна истина, у протестантов почти столько же истин, сколько уст. Где же истина Христова? Вы скажете: «В Новом Завете». Но разве истолкований на него у вас [не] столько, сколько сект, — где же истинный смысл Слова Божия? <...> Протестанты не закрывают ли глаза на многое очень важное в Н[овом] Завете, как будто бы этого не было там, например, Иоанн. 20, 22-23 — у нас на этом зиждется таинство покаяния, — у вас что? Иак. 5, 14-15 — основание таинства елеопомазания, — для вас же имеет ли какой-то смысл это место? И так далее.

8/21 Июля 1900.

Суббота.

<...> Получен ящик с церковными вещами от о. Иоанна Кронштадтского: Св. Евангелие, 3 напрестольных креста, дароносица, лампадка, 2 священнических полных облачения, 6 приборов воздухов, 2 прибора литургийных сосудов и пр. Все вещи серебряные, шелковые, новые, изящные. Да благословит Бог о. Иоанна еще большею благодатью за его... любовь!

Пожертвование выставлено в крещальной, чтобы показать христианам, которые все знают имя раба Божия о. Иоанна Кронштадтского.

28 Июля / 9 Августа 1900.

Четверг. В Кёото и Оосака.

<...> Затем был разговор в присутствии катехизаторов и некоторых христиан. Из последних особенно замечателен Лука Мацукава и его друг, бывший католический катехизатор. Мацукава — настоящий артист по части вязания, и работы его и учеников его украшают церковный дом. В комнате, где проводятся церковные собрания, стоит стеклянный шкаф с большим горшком, в котором огромный цветочный куст — издали нату­ ральное живое растение: здесь все — цветы, листва, ветки, ствол, сам гор­ шок, даже земля в нем — вязано из окрашенных ниток. <... >

29 Июля /10 Августа 1900.

Пятница. В Кёото и на пути в Токио.

<...> Опять пришел заштатный священник Иоанн... По виду он здоров, как только может быть здоров человек между 50 и 60 годами; геморрой, может быть, и не позволяет ему много ходить, но главное — ничем непобедимая леность мешает дело делать. Стал я ему совето­ вать — по крайней мере писать, как иногда пишет тоже непроходимо ленивый отец Павел... Подобно последнему, произведшему в 20 лет тонкую книжечку «Тебики Куса» для первоначального наставления в вере, писал бы он... похожее на нее, тоже имел бы своего рода пользу.

Согласился, по-видимому, отец [Иоанн], но это, видимо, то же, что ленивый кот махнет хвостом в ответ на хворостину, не думая, однако, прибавить шагу.

Потом стал я предлагать ему другое дело: отправиться по церквям и у христиан требовать содержание служащих церкви. В каждой церкви ос­ таваться бы дней 10 и больше, пока путем проповеди, увещаний, уговоров и т. п. склонить бы всякий христианский дом давать в пользу своего кате­ хизатора и священника, кто что может — деньгами, рисом, углем, ово­ щем... и т. п.; но только чтобы это было определено точно и вписано на бумагу, за подписью и печатью обещавшегося... Сколько ни просил я о. Павла... заняться этим важным делом, не хочет он. Пусть бы отец [Иоанн] взял на себя. Авторитета, ума, красноречия у него хватило бы, главное было бы усердие. А как важно это дело! Это было бы исполнение запове­ ди Спасителя и Апостолов; это поставило бы Яп[онскую] церковь на соб­ ственные ноги, это оживило бы служащих церкви и самих христиан, скре­ пило бы их взаимную связь и любовь. Пусть бы отец [Иоанн] начал с лучших церквей, которые и так немало дают на служащих, примеру их последовали бы и другие и т. д. <...> Отец [Иоанн] молча махал веером — что именно напоминало махание хвостом ленивого кота, — потом, нако­ нец, согласился — отчего не прогуляться? Итак, обдумали все, он даст мне знать, когда намерен двинуться и куда. <...>

2/15 Августа 1900.

Среда.

Была хорошая христианка из Касивазаки: Мария... служащая там учительницей школы. «Восстанут дети на мать» — исполняется на ней, — не только родные ее, но взрослые сын и дочь — ненавидят Христову веру и по возможности гонят за нее мать. Она, однако, бла­ годушно выносит все и... прибыла в Токио, чтобы помолиться в Со­ боре, получить благословение и подкрепить свою веру. Подкрепи ее Господи!

9/22 Августа 1900.

Среда.

Какая прекрасивейшая погода и какое убийственное расположение духа целый день! Печаль по Хакодатской церкви перешла в глубокую печаль по всей Японской Церкви...




10/23 Августа 1900.

Четверг.

До обеда занятия в библиотеке, после обеда чтение с Исайей Мид- зусима приготовленных им к печати соборных протоколов; целый день в работе — это освежительно действует на удрученную душу, точно ванна на вялое тело: равновесие духа восстановлено, — опять оптимистическое настроение, — от Бога ли оно? Бог весть, но с ним хорошо — крылья расправлены, летать хочется; без него — мокрая курица или полураздав­ ленное и прилипшее к полу своими собственными внутренностями насе­комое.


Tags: миссия, перепост, христианство
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments