Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Categories:

Мифы о Византии: преемственность суеверия?

Сергей Хоружий, директор Института синергийной антропологии, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Как философ и антрополог я много занимался византийской мистико-аскетической традицией – исихазмом, который является критически важным слагаемым феномена Византии, ядром и стержнем Византийской духовности.


Роль и миссия исихазма не ограничиваются собственно Византией. Исихазм перешагнул византийские границы и во времени, и в пространстве, пережил крушение Византии. Иногда специалисты говорят, что исихазм обрел на Руси вторую родину. В православных странах, которые на долгое время были лишены государственности, он стал главным ресурсом, который позволял сохранить культурную идентичность.

В некоторых аспектах исихазм актуален сегодня не только для православия и России, но и для католического мира. Например, давно выступает как поле для исследования, на котором сообща трудятся православные и католические ученые.

Исихастский строй личности дает возможность противостоять вызовам и рискам современности, тенденциям виртуализации человека, переходу к пост-человеку, и так далее».

Преемственность суеверия?

Хоружий подчеркнул двойственность наследия Византии. Например, в Византийской империи присутствовала «черта сакрального измерения, сакральной легитимации государственной власти и персоны её носителя, сакральной преемственности с Римом.

На нее опиралось византийское сознание, когда постоянно утверждало римскую, ромейскую природу Византии. Нам важно, что эта преемственность носила и религиозный характер, перенимая черты римской языческой религиозности. Эти элементы укрепились, развились и образовали самостоятельную сферу, которую можно назвать «сферой сакрализации».

Помимо имперской темы, сакрализация развивалась и в русле культового символизма, когда сфера реальности, наделенная сакральной, божественной санкцией, охваченная культом и ритуалом, произвольно и гипертрофированно расширяется. Здесь появляется тенденция к тотальной сакрализации пространства и личного, и общественного существования — с такими явлениями, как сакрализация быта, догматизация обряда».



То есть в какой-то степени раскол XVII века, русское обрядоверие, которое становится неотличимым от суеверия – тоже «наследие» Византии.

Источник

Tags: история, христианство, цитаты
Subscribe

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments