Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Categories:

Николай Ге: крест без воскресения

Николай Николаевич Ге (27 февраля 1831 —13 июня 1894)



Совпавшая с началом поста в этом году дата рождения Н. Ге побудила меня все-таки написать пару слов о своих впечатлениях от похода выставку в Третьяковку. Было очень здорово, что с нами на выставку пошли a_zabelina и kvakl_brodakl.

Меня Ге интересовал давно. Не только удивительное умение работать со светом и тенью, но только доходящее до болезненного проникновение в лица, не только неожиданные сюжетные решения – ведь все это отражает какое-то внутреннее состояние самого художника, его определенный духовный поиск.



«Тайная вечеря»

Однако прошедшая недавно в Третьяковской галерее выставка позволила посмотреть на него по-новому. Видимо, стимулом к столь масштабному представлению работ Ге послужило и приобретение в 2011 году Третьяковкой большой коллекции его рисунков. Что же получилось?

Николай Николаевич Ге родился (15) 27 февраля 1831 года в семье помещика в Воронеже. Для обучения Николай сначала выбрал физико-математический факультет, проучившись год в Киевском университете и год в Петербургском.

Но тяга к живописи и природный талант сказали свое веское слово. Он поступил в академию художеств, проучился там семь лет, а в 1857 году за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» получил большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство.


«Саул у Аэндорской волшебницы»

За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам из жизни Древнего Рима и средневековья.

В Петербург он вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Картина была явно вне канонов академизма, но она понравилась Александру II, и император её приобрел. Такой успех не могла не отметить академия художеств, присвоив Николаю Ге звание профессора исторической и портретной живописи.

На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.





Он вернулся в Петербург в 1870 году, включившись в художественную, общественную и духовную жизнь столицы. В поисках темы Ге обращается к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех. Но у художника случались и неудачи, которые он тяжело переживал. Один период он даже забросил кисть и занялся сельским хозяйством.


«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

На рубеже 1870-х и 1880-х Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников – Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва Толстого (1884).

Живопись Ге претерпела разительные перемены. Она приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма.

13 июня 1894 года художник умер на своем хуторе.

А также см. tretyakovgallery.ru

Что еще стоит за этими фактами жизни? После разочарования в нем публики он попытался утешиться пейзажами. На выставке они также были представлены. Несмотря на то, что Ге работал над ними в той же Италии, что и А. Иванов, даже в то же самое время, ощущение совершенно другое. Видимо, потому Ге недолго писал пейзажи…
Судьба его картин вообще складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.




Очевидно, что его духовный голод, его внутренняя неудовлетворенность вела к новым и новым поискам. То, что Ге стал «толстовцем», всем известно. Говорят, Ге часто гостил в Ясной поляне, и Толстой, уезжая, предлагал со всеми вопросами обращаться к Ге: «Николай Николаевич ответит вам на все, как и я». Но, оказывается, с Л.Н. Толстым Н.Н. Ге познакомился лишь ближе к концу своей жизни, в начале 1880-х годов. Правда, именно после этого им были созданы основные работы «страстного» цикла.




Как и все портреты последних лет жизни, эти работы глубоки, и при этом содержат какой-то болезненный надрыв, невыносимую скорбь, нечеловеческие страдания. В них ярко видна Голгофа – со всем ее ужасом. Но после распятия было воскресение. А у Ге – все так и оканчивается Голгофой. И в этом, может быть, главная трагедия самого «толстовства».

Tags: вера, выставки, культура
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments