Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Сегодня исполняется 70 лет со дня смерти великого христианского философа Николая Бердяева



Пророчество Николая Бердяева

Сегодня исполняется 70 лет со дня смерти великого христианского философа Николая Александровича Бердяева
(Киев, 6 (18) марта 1874 – Кламар под Парижем, 23 марта 1948)

Николай Александрович Бердяев – философ, религиозный мыслитель и публицист – является одним из тех, кто несомненно может быть поставлен в первый ряд по своему влиянию на христианскую мысль XX века.

Бердяева могли бы назвать своим духовным учителем многие и многие выдающиеся люди, хотя его меньше всего можно назвать учителем в обычном, дидактическом смысле слова. Он никого никогда не учит, не дает практических наставлений. Учит весь целостный облик этого человека, все стороны его жизни, вся его духовная судьба. В этом смысле его жизненный путь является ключом к написанному им, и наоборот. Бердяев жил в соответствии с тем, что и как он писал, и писал, исходя из того, как и чем жил. Это перекликается с идеей «оцерковления жизни», которая вдохновляла многих верующих людей в России конце XIX – первой половине XX века. Суть ее втом, чтобы все стороны, все аспекты жизни человека были «собраны под Главой, Христом» (Еф 1:10), были охристианизированы, чтобы человек все в жизни совершал от сердца, как для Господа (Кол 3:23), причем церковно, в соборном действии с другими людьми

Николай Бердяев родился в 1874 году в Киеве в аристократической нецерковной семье. С подросткового возраста он почувствовал призвание к философии, стал читать философскую литературу (например, Канта и Гегеля прочел в 14 лет). В совершенстве владел французским и немецким языками. Своим происхождением он был определен к блестящей военной карьере, но отказался от нее, поступив в университет.

Во время учебы в университете в 1890-е годы Бердяев примкнул к марксистскому движению в России, движимый поиском свободы. Был арестован, исключен из университета (который впоследствии так и не закончил), отправлен в ссылку в Вологду, на русский Север. Там разочаровался в марксизме и марксистах, уже тогда увидев в них под маской освобождения тенденцию к тоталитаризму. После ссылки в 1900-е годы Бердяев вошел в число русских интеллектуалов, подобно ему прошедших искушение марксизмом и вернувшихся в православие (Сергей Булгаков, будущий священник и богослов, философ Семен Франк, политик Петр Струве и др.). Ими был издан сборник «Вехи» (1909), ставший значимым событием российской общественной мысли. В нем авторы обличали современный левый радикализм российской интеллигенции и указывали на связанный с ним риск грядущих духовных и социальных потрясений в стране.

В 1911 году у Бердяева вышла книга «Философия свободы», в которой уже были намечены ключевые темы, волновавшие его всю жизнь: дух как подлинная реальность (не в смысле традиционной европейской оппозиции идеального и материального, но как единое основание, пронизывающее собой все творение – что очень близко к традиционному восточнохристианскому отношению к миру); ценность свободы, личности, общения. В 1916 году вышла книга «Смысл творчества», также обозначившая, по собственному признанию автора, одну из центральных тем в его жизни и творчестве.

После большевистского переворота 1917 года в статье «Духи русской революции» (1918) Бердяев пророчески обличил суть нового режима как ведущего к тоталитаризму и человеконенавистничеству, из-за чего сразу стал идейным врагом советской власти. В 1922 году вместе с другими лучшими представителями российской научной, культурной и общественной элиты был выслан из России на так называемом «философском пароходе». Перед высылкой известный московский священник-старец Алексий Мечев благословил Бердяева и напутствовал его словами о том, что его свидетельство о православии будет услышано на Западе, – и это пророчество исполнилось. В 1925 году Бердяев основал журнал «Путь» (1925-1940), ставший органом русской христианской мысли в Европе. В журнале также публиковались статьи ведущих католических и протестантских авторов. Бердяев участвовал в русском эмигрантском молодежном христианском движении РСХД.

В 1920-1930-е годы Н.А. Бердяев написал свои основные произведения: «Философия свободного духа», «О рабстве и свободе человека», «О назначении человека», «Дух и реальность» и др., переведенные на многие языки.

В эти же годы вместе с другими выдающимися представителями русской религиозно-философской мысли (в частности, с отцом Сергием Булгаковым) активно участвовал в христианском экуменическом движении, читал лекции, часто бывал на европейских философских конференциях, был близко знаком со многими ведущими западными мыслителями и общественными деятелями. Он был дружен и активно сотрудничал с монахиней Марией Парижской (Скобцовой), в 30-е годы во Франции помогавшей обездоленным эмигрантам. С 1938 года Бердяев впервые в жизни, хотя уже в изгнании, стал жить в собственном доме, получив его в наследство от друга семьи, и его небольшой дом в Кламаре (пригороде Парижа) сразу открыл двери для разнообразных гостей. В доме Бердяева часто происходили встречи и беседы между людьми разных вер и национальностей; многие находили здесь пристанище и поддержку.

Западный мир склонен рассматривать Бердяева как философа: этим взглядом и определяется то усиливающийся, то ослабевающий интерес к нему. Сам Бердяев также называл себя «вольным философом». Но для него это означало: не быть просто спекулятивным мыслителем, не создавать интеллектуальных систем, но делиться тем, что открывал ему Дух.

Все писания Бердяева по форме безапелляционны, высказываемые мысли не допускают и тени сомнения. Многие считают такой стиль публицистическим, отказывая ему в весомости, научности, серьезности. Но из библейской традиции мы знаем, что такой стиль и слог свойственен также пророческому слову, и в случае Бердяева мы скорее имеем дело именно с новым христианским пророчеством.

Бердяев пророчески указал на непреходящую новизну христианства. Видимо, неслучайно жизнь его и других выдающихся деятелей русского религиозно-философского возрождения пришлась на XX век, который подвел черту под прежней христианской цивилизацией, начало которой было положено обращением императора Константина Великого, после которого христианская церковь стала жить в тесном союзе с государством. Хотя современная европейская цивилизация и самоидентифицирует себя как постхристианскую, но вслед за Бердяевым можно полагать, что «христианство только начинается», как считал протоиерей Александр Мень, который написал о Бердяеве, что «это мыслитель XXI века», еще по-настоящему не понятый.

XX век ясно показал, что если вера в Бога в народах еще сохраняется, то вера в человека во многих терпит крах. Это явилось одной из главных причин тех общемировых катастроф, которые постигли человечество в прошедшем веке. Бердяев был одним из первых, кто глубоко осознал, что одна вера без другой оказывается как бы недейственной, невоплощенной.

Для него христианство открылось именно как единство веры в Бога и человека. Он считал, что одно без другого неизбежно приходит к искажениям в христианской вере и жизни (т. е. к тем или иным ересям) или к подмене Бога идолами. В этом Бердяев видел корень большинства современных духовных проблем.

Бердяев был убежден, что новизна христианства не отрывается от прежней традиции, а наоборот, творчески раскрывает ее потенциал в современности. По его интуиции, грядущий творческий импульс христианства будет проявляться в нескольких измерениях.

Во-первых, будет наблюдаться перемена в том, как появляются новые христиане. В отличие от прежней эпохи традиционных обществ, когда христианами – в подавляющем большинстве номинальными – становились по рождению, в силу родовой принадлежности к той или иной исторической и культурной традиции, в наше время все актуальнее становятся древние слова Тертуллиана о том, что христианами не рождаются, а становятся. Христос и Церковь будут открываться тем, кто не знали их по рождению и воспитанию: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис 65:1). Знаменательно, что именно через чтение Бердяева открыл для себя Христианство прежний агностик Оливье Клеман, католик порождению, ставший впоследствии выдающимся богословом. Подобных примеров можно привести множество.

Во-вторых, новизна проявится в совершенно ином, по сравнению с прежним, практическом устроении христиан в мире. Ушла эпоха христианских народов и наций, «христианских го­сударств» (которые часто были таковыми лишь по названию). Будущее, по мнению Бердяева, принадлежит свободным духовным союзам верующих, которые будут самообразовываться в общины, братства и движения. Так будет устраиваться внутренняя, неинституциональная жизнь христианской церкви во многих ее аспектах. Церковные структуры сохранятся, но акцент действия духа будет самым сильным в братских союзах. Это означает внешнее умаление христианства (которое и так происходит во всем мире), но сохранение и умножение огня духа, который будет присутствовать в мире незримо, «под спудом». Такое устройство христианской жизни не означает изоляции христиан от мира. К каждому верующему теперь будут предъявляться новые высокие требования – и не каким-то внешним авторитетом, но Самим Богом, собственной совестью и совестью братьев и сестер. Христиане будут узнавать друг друга – в разных народах, в разных конфессиях – и будут узнаваться внешними людьми по духу любви ко Христу и друг ко другу и по духу общения, которое созидает все тот же Дух, а также по милосердному отношению к миру.

В XX веке мы уже могли видеть начало исполнения этого пророчества: появление духовных движений в католической и протестантских церквах, среди православных христиан в Европе и Америке. Подобные союзы стали возникать и в России, хотя исследования по новейшей истории русского христианства все больше обнаруживают ростки этого феномена в православии еще на рубеже XIX-XX вв. Это явление начало набирать силу в первой четверти XX века, но затем из-за исторических катаклизмов из единого потока этой традиции вынужденно образовались как бы два параллельных русла. Это, с одной стороны, опыт новомучеников и исповедников Российских в условиях непрекращавшихся беспрецедентных гонений на христианство в СССР, а с другой – опыт русского богословия и религиозной философии в эмиграции, одним из выдающихся носителей которого был Николай Бердяев.

* * *
Николай Бердяев скончался в 1948 году за своим рабочим столом. Дом в Кламаре был передан по его завещанию Русской православной церкви, и сейчас в нем располагается домовый храм Святого Духа.

Источник
Tags: Бердяев, дата, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “христианство” Tag

  • Лики эпохи: по велению сердца и зову чести

    Люди не могут жить без милосердия и без общения. Проявление милосердия есть исполнение Божьей воли и человеческая потребность. Семинар посвящен…

  • Казанская и паломничество примирения

    В прошлом году немецкий священник, основавший в Освенциме, где он служит уже тридцать лет Центр диалога и молитвы, организовал паломничество в…

  • Возможен ли для нас подвиг общения?

    Уже скоро начнется наш фестиваль, на который мы приглашаем всех заинтересованных в общении людей. В этом году я буду, как обычно, проводить…

  • 1 августа 2018 года отцу Павлу Адельгейму исполнилось бы 80 лет

    Вслед за этим 5 августа 2018 года минет 5 лет со дня убийства отца Павла. К этим датам мы выпустили небольшую книгу статей о. Павла, который…

  • Русь была крещена, но...

    Продолжение известно. Задачи просвещения старались решать и русские князья, и церковные дечтели, и многие лучшие люди на нашей земле. Их всегда было…

  • Христос воскрес!

    Христос воскрес! Опять с зарею Редеет долгой ночи тень, Опять зажегся над землею Для новой жизни новый день. Еще чернеют чащи бора; Еще в тени его…

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments