Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Categories:

Суздаль. Часть 3. Спасо-Евфимиев монастырь



Монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста.
2.


Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия. Общий вид Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.
3.


Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».

В XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким берегом реки. Из-за стен выглядывают и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его построек. От Каменки и от Покровского монастыря Спасо-Евфимиев монастырь виден во всей своей красе и мощи.
4.


При входе в монастырь сначала нас встречает надвратная церковь Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.
5.


Вот так выглядит план монастыря.
6.


Заходим в монастырь.
7.


Справа виден большой монастырский корпус.
8.


В центре стоит массивный Спасо-Преображенский собор (XVI-XIX вв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.
9.


Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А. П. Некрасова частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.
10.


11.


Рядом с собором расположен фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д. М. Пожарского снова вспомнили. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885 г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана. Мавзолей Пожарских Спасо-Евфимиева монастыря в Суздалеа, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с барельефом Д. М. Пожарского.
12.


В 2008 году раскопки в монастыре возобновились. Мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. В полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов. Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора.
13.


14.


10 ноября 2009 года мавзолей был освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. На месте прежней часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.
15.


Успенская церковь (1525) - уникальный образец русского зодчества XV-XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
16.


С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии.

Ныне в этих помещениях располагается великолепный музей "Шесть веков книги".
17.


Вот пример "крюков" - записи песнопений, использовавшиеся несколько веков, прежде чем стали использовать ноты.
18.


19.


Первопечатная Острожская Библия Ивана Федорова.
20.


Напрестольное Евангелие колоссального размера!
21.


Пара страниц из Грамматики Мелетия Смотрицкого, по которой несколько десятилетий учились в России.
22.


Иллюстирированная азбука!
23.


Образец нового - гражданского - алфавита с личной рукописной правкой Петра I.
24.


А это уже более позний период.
25.


Один из самых популярных журналов XIX века - "Нива".
26.


Выходим из музея и оказываемся на примыкающем к Успенской церкви и опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем. Отсюда замечательный вид на собор и звонницу (колокола тоже послушали!).
27.


В дальней части монастыря расположен тюремный корпус, исполнявший свои функции при всех властях. Здесь в 1766 г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников.
28.


Первоначально узников помещают в больничный корпус, но так как его не хватает, в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена.
29.


30.


Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907 гг. она была упразднена, но уже в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.
31.


32.


33.


Рядом с тюрьмой расположена Никольская больничная церковь (1669 г.) с больничной палатой для монастырской братии. Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой.
34.


Возвращаемся к выходу.
35.


36.


В углу находится замечательный Аптекарский огород.
37.


От стен монастыря открывается прекрасный вид на Васильевский монастырь.
38.


А возле стен можно увидеть вот такие вот домики.
39.


40.


А перед входом стоит памятник Дмитрию Пожарскому.
41.


А впереди у нас еще немало интересного )

Суздаль. Часть 2. Музей деревянного зодчества

Суздаль. Часть 1. Вечерняя прогулка и кремль

Владимир - Суздаль - Юрьев-Польский - Киржач. Владимир

Владимир - Суздаль - Юрьев-Польский - Киржач. Вступление
Tags: Суздаль, культура, путешествия, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Здравствуйте!

    Доброго времени суток всем ЖЖителям! Рад видеть всех на этой страничке. Ее тематика многообразна, поскольку мне хотелось бы поделиться и…

  • Празднуя память прп. Серафима Саровского

    ЖЖ напоминает, что я давно здесь не был. За полгода между двумя днями памяти прп. Серафима немало произошло - и поездок, и встреч, и защита…

  • С днем памяти прп. Серафима!

    О прп. Серафиме говорит отец Павел Адельгейм 1 августа 2013 года. Через несколько дней сам отец Паве был убит.

  • 11 марта

    Спасибо всем, кто помнит этот журнал. Его страница перевернута, судя по всему, окончательно. Замены ему нет. Просто жизнь идет дальше. Для общеня…

  • С наступившим 2019 годом!

  • Рождество...

    Сегодня уже многие христиане празднуют Рождество Христово. Поздравляю! А Константин Евгеньевич празднует 60-летие, что замечательно. Но вообще…

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →