Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Сегодня день памяти диакониссы Олимпиады, сподвижницы свт. Иоанна Златоуста



Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). После смерти родителей она не стала вступать в брак и осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников. Святой Патриарх Нектарий (381-397) назначил святую Олимпиаду диакониссой.

Свое служение блаженная проходила честно и непорочно. Много помогала святая Олимпиада приезжавшим в Царьград святителям Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, Петру Севастийскому, брату Василия Великого, Епифанию Кипрскому, служа всем с великою любовью. Имение свое она не считала своим, а Божиим, и раздавала его не только добрым людям, но и своим врагам.

Святитель Иоанн Златоуст († 407; память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду и оказывал ей свое расположение и духовную любовь. Когда ни в чем не повинного Святителя несправедливо изгнали, святая Олимпиада вместе с другими диакониссами глубоко переживала это. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн Златоуст позвал святую Олимпиаду и диаконисс Пентадию, Проклию и Сальвину и сказал им, что возбужденное против него дело, видимо, приходит к концу, и вряд ли они еще увидят его. Он просил их не оставлять церковь и повиноваться епископу, который будет назначен вместо него, ибо Церковь не может быть без епископа. Святые жены, обливаясь слезами, пали перед Святителем.

Патриарх Александрийский Феофил (385-412), прежде неоднократно пользовавшийся щедростью святой Олимпиады, ополчился против нее за преданность Святителю Иоанну и за то, что она приняла и кормила пришедших в Царьград иноков, которых Патриарх Феофил изгнал из египетской пустыни. Он возводил на нее несправедливые обвинения и старался опорочить ее святую жизнь.
После изгнания святителя Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь Святой Софии и вслед за ней выгорела большая часть города.

Всех сторонников святителя Иоанна Златоуста стали подозревать в поджоге и вызывали на допрос. Тогда же пострадала и святая Олимпиада. Ее вызывали в суд, сурово допрашивали и, хотя не представили улик, присудили ее к уплате большой суммы за поджог, в котором она не была виновна. После этого святая покинула Царьград и отправилась в Кизик (на Мраморном море). Однако враги не прекратили свои преследования: в 405 году ее осудили на заточение в Никомидии, где святая претерпела много горя и лишений. Святитель Иоанн Златоуст из своего изгнания писал ей, утешая в скорби. В 409 году святая Олимпиада скончалась в заточении.

Стоит вспомнить, кем были когда-то диакониссы — как особая категория женщин в восточной церкви IV-VIII веков, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении таинств. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

К функциям диаконисс относилось:
• приготовление женщин к крещению;
• оказание помощи священнослужителям при самом крещении женщин;
• дела милосердия - посещение больных и бедных;
• размещение входящих в храм женщин по порядку и наблюдение за их поведением во время богослужения.

Из постановлений Первого и Четвертого Вселенских соборов можно увидеть, что диакониссы делились на два разряда:

• Диаконисы рукоположенные, которые прислуживали в храмах при богослужении;
К рукоположению допускались жешщины, достигшие сорока лет (15 правило IV Вселенского собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диаконисса вступала в брак, то она и ее супруг подвергались анафеме.(отлучение от Церкви)

• Диаконисы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-го правила Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви по достижении 25 лет благославлялось носить особую одежду. Однако до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей.

К диакониссам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской Обители Милосердия, основанной святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой в 1909 году. Елизавета Федоровна была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконис — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Вопрос о восстановлении института диаконисс обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917—1918 гг.

Ряд диаконисс древней церкви причислен к лику святых:
• Фива, диаконисcа церкви Кенхрейской: упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16:1). Память совершается 16 сентября (3 сентября по старому стилю);
• Олимпиада, диаконисса Константинопольская: её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность к которому она пострадала и умерла в заточении в 409 году.

Недавно Папа римский Франциск учредил комиссию по изучению вопроса рукоположения женщин в диаконский сан. Об этом сообщается на официальном новостном сайте Ватикана. Члены комиссии должны будут изучить вопрос о посвящении женщин в диаконы с учетом практики первых веков христианской истории, когда, как считается, женщинам позволялось принимать сан диакона.

В то же время и в Русской православной церкви высказываются на тему восстановления чина диаконисс. Настоятель храма Святой Татьяны при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский нормально относится к идее появления женщин-диаконов: "В моем лице вы напали на представителя того меньшинства, которое считает служение диаконисс нормальным и относится к этому хорошо", - заявил священник в четверг в интервью "Российской газете", напомнив, что святая мученица Татьяна как раз была диакониссой. По его мнению, обсуждать эту тему "совершенно не зазорно", а нужно ли восстанавливать чин диаконисс, должен решать церковный народ.
Tags: христианство, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Здравствуйте!

    Доброго времени суток всем ЖЖителям! Рад видеть всех на этой страничке. Ее тематика многообразна, поскольку мне хотелось бы поделиться и…

  • Лики эпохи: по велению сердца и зову чести

    Люди не могут жить без милосердия и без общения. Проявление милосердия есть исполнение Божьей воли и человеческая потребность. Семинар посвящен…

  • Скончался Иван Смирнов

    Светлая память маэстро!

  • А был ли мальчик?

    Начало этому рассказу положил тот, кто на могиле братьев рядом со звездой поставил крест с тихой надписью: «1932 года 3 сентября погибши от…

  • Казанская и паломничество примирения

    В прошлом году немецкий священник, основавший в Освенциме, где он служит уже тридцать лет Центр диалога и молитвы, организовал паломничество в…

  • От Твери до Хабаровска...

    После 30 октября наткнулся снова на статистику по самым популярным названиям улиц у нас в стране. Советского Союза нет уже больше двух десятков…

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments