Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

«Православная Русь. Россия — моя история. 1914–45. От великих потрясений к Великой Победе». Церковь



В дополнение к посту о самой выставке несколько слов о церковной истории. С самого начала тема церкви присутствует везде - от иконы у входа до лиц и имен на всех стендах. Один из залов, пусть и небольших, специально посвящен новомученикам и исповедникам. Однако важен вопрос не только присутствия церковной составляющей в истории указанного периода, но что именно предлагается вниманию посетителей выставки.


Вот зал новомучеников. Здесь особенно темно, красные тона должны настраивать на какой-то трагический лад. Правда, эта страница истории Русской церкви не только залита кровью - она еще и дает пример удивительного духовного сопротивления богоборческой советской власти. Нескоько лет назад была проведена выставка Неперемолотые: опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке.
2.


Обращает на себя внимание экран под заголовком "Антирелигиозная политика советского государства". На первой странице - известные лица и рубрики. Открываем верхний раздел "Поддержка государством церковных расколов". Первым в списке идет "Обновленчество". Тут все, казалось бы, ясно, поскольку "обновленчество было, прежде всего, государственным проектом, определенной схемой отношений между Церковью и государством. Эта схема предполагала не совместный труд государства и Церкви для всеобщего блага, а идеологическое обслуживание Церковью безбожного государства", что и повлекло раскол. Вот только на экране текст не очень адекватный, но к этому мы еще вернемся.

3.


Дальше же начинаются чудеса. Почему-то в "антерилигиозную политику советского государства" попадают "иосифляне", не согласившиеся с действиями митр. Сергия (Страгородского). "По мнению петербургского историка Михаила Шкаровского, причиной острого недовольства среди епископата служила не сама «Декларация» митрополита Сергия, но то, что «Заместитель Патриаршего Местоблюстителя допустил вмешательство гражданских властей в кадровую политику: проведение епископских хиротоний с согласия государственных органов, перемещение архиереев по политическим мотивам (за несколько месяцев было перемещено около сорока архиереев), замещение кафедр осуждённых епископов и т. п.»". Остальные движения, более локального характера, так же принципиально отличающиеся от обновленчества, вызывают большой вопрос именно в этом разделе.

4.


Приводимые в разделе "Репрессии против духовенства" цифры впечатляют: к 40-м годам на свободе оставалось только 4 архиерея (в начале ХХ века их было более 100, сейчас 380)!

5.


При мне какой-то человек попыталсяпосмотреть "Гонения на другие религии и конфессии", но у него ничего не получилось...

6.


Такая же история с разделом "Церковная жизнь в период гонений". При этом на каждую из этих тем можно сказать немало, и в контексте выставки это было бы очень важно...

7.


Еще пара любопытных дат. Все более-менее хорошо представляют, что в это время происходило в реальной жизни. А это официальное освещение событий.

8.


9.


А теперь вернемся к разделу "Антирелигиозная политика советского государства". Все-таки странно, что здесь через запятую оказались как движения, возникшие изнутри церкви, так и движение, организованное советской властью ради дискредитации патриарха Тихона, раскола и последующего уничтожения церкви. Обо всем этом выставка умалчивает, странным образом возводя обновленчество к февралю 1917 года. Правда, сейчас можно встретить и высказывания, соединяющее движение за церковное обновление к. XIX - нач. ХХ вв. (например, "кружок 32-х") с советским обновленчеством, но это кроме как недоразумением не назовешь. Впрочем, так было написано еще в "Советской исторической энциклопедии".

Организаторов же выставки не хочется заподозрить в некомпетентности. Однако
записка начальника 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучкова датируется только 30 декабря 1922 года: "Пять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача: "борьба с тихоновским реакционным духовенством" и, конечно, в первую очередь, с высшими иерархами... Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая "Живая церковь", состоящая преимущественно из белых попов, что дало возможность поссорить попов с епископами, примерно, как солдат с генералами... По выполнении этой задачи... наступает период паралича единства Церкви, что, несомненно, должно произойти на Соборе, т.е. раскол на несколько церковных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу"*.

"Важнейшей же целью главных организаторов раскола — большевиков — были отнюдь не преобразования в Церкви, но разделения в ней и «осуждение контрреволюции». Для этого партийное руководство и ГПУ дало указание созвать Всероссийский Поместный Собор, на котором было необходимо осудить патриарха, признать советскую власть и провести такие реформы, которые навсегда вбили бы кол между «обновленцами» и сторонниками Патриаршей Церкви" (Церковный Вестник). И там же: "Созданный 8 августа 1923 года «обновленческий Священный Синод» упразднил все группировки и заявил, что все реформаторские инициативы, выдвинутые в период существования этих обновленческих групп, были не более чем выражением частного мнения их участников, за которые Синод ответственности нести не может. Более того, Синод отмежевался от постановлений Высшего церковного управления, «сняв с себя всякую ответственность за его распоряжения»".

Таким образом, «реформаторская деятельность обновленцев представляла собой лишь прикрытие их подлинной, вдохновлявшейся богоборческой властью религиозно-политической деятельности, направленной на разрушение канонического единства русской церковной жизни и на превращение Церкви в пропагандистское орудие коммунистического режима» (Правмир). Тем не менее советская традиция именовать обновленцами всех, кто только заговорит о каких-то изменениях, часто встречается и сегодня. Более того, некоторое время назад вспомнили о и "неообновленчестве" - только снова не в его историческом значении, а в диаметрально противоположном. Если обновленчество - прежде всего стремление к союзу церкви с властью (причем на любых условиях), то неообновленчество так же связано с подобным сотрудничеством.

"Необходимо подчеркнуть, что главное содержание обновленческого раскола заключалось совсем не в богослужебных реформах, а в соглашательстве с советской властью, в поисках новой «симфонии» с государством, в приспособлении к нему. Обновленцы шли по пути огосударствления Церкви, но безбожное государство быстро перестало нуждаться в их услугах и полностью упразднило само это течение в годы Великой Отечественной войны. Наконец, исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что совершенно неуместно использовать термины «обновленчество» и «неообновленчество» в контексте современных дискуссий о развитии практики православного богослужения" (Церковный Вестник).

В завершение можно указать и автора термина "неообновленчество". Канонизированный Русской православной церковью в 2000 году архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) после Декларации митр. Сергия 1927 года писал: "Декларация митрополита Сергия и есть — обновленчество — сергианский раскол, приведший Церковь к ещё большим смутам и треволнениям, нежели «первобытные» обновленцы. Самым существенным возражением было обвинение заместителя Местоблюстителя в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в неообновленчество»". Здесь снова речь идет не о каких-то изменениях в формах собственно церковной жизни, а об изменениях в церковно-государственных отношениях. И сегодня можно часто услышать, что закрепленное законом отделение церкви от государства на самом деле ошибочно, что церковь должна быть государственной...

* Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь, 1996, с. 7-8. Цит. по: Синельникова Т.П. Троицкий монастырь города Рязани в период гонений на Церковь // Рязанский церковный вестник, 2010, № 02-03, с. 70.
См. также "Обновленчество" здесь и здесь.




Вот такие вот мысли приходят после данной выставки...

10.
Tags: выставки, история, репрессии, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Здравствуйте!

    Доброго времени суток всем ЖЖителям! Рад видеть всех на этой страничке. Ее тематика многообразна, поскольку мне хотелось бы поделиться и…

  • Празднуя память прп. Серафима Саровского

    ЖЖ напоминает, что я давно здесь не был. За полгода между двумя днями памяти прп. Серафима немало произошло - и поездок, и встреч, и защита…

  • С днем памяти прп. Серафима!

    О прп. Серафиме говорит отец Павел Адельгейм 1 августа 2013 года. Через несколько дней сам отец Паве был убит.

  • 11 марта

    Спасибо всем, кто помнит этот журнал. Его страница перевернута, судя по всему, окончательно. Замены ему нет. Просто жизнь идет дальше. Для общеня…

  • С наступившим 2019 годом!

  • Рождество...

    Сегодня уже многие христиане празднуют Рождество Христово. Поздравляю! А Константин Евгеньевич празднует 60-летие, что замечательно. Но вообще…

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments