Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Как отрезвить себя и друзей наших

Затянувшимися праздниками, что ли, навеяно... Но кажется более чем актуальным поговорить о...


Фотография из следственного дела, 1926 г.

Как отрезвить себя и друзей наших (иерейское письмо к читающему)

«Не будь винопийца»

(Прит. 23:20).

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф 5:18).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш — диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет 5:8).

Возлюбленный слушатель мой!

Как пастырь я хочу побеседовать с тобою об ужасном и пагубном бедствии нашем — о народном пьянстве, которое поглощает в течение года до 900 миллионов рублей и тем более и более разоряет наш народ и материально, и нравственно. Лично я непрестанно скорблю об этом общественном горе, умоляю Господа сжалиться над нами и послать нам великого Советника и Утешителя — Ангела, да уничтожит беду, да отрезвит народ и приведет его к познанию Бога и праведной жизни, завещанной Христом. Кроме молитвы я проповедую народу о трезвости как главной добродетели, без которой не может быть даже речи о христианской, богоугодной жизни. Объясняю вред и все безобразие пьянства, призываю всех вступить в Общество трезвости. И с тобою я хочу поговорить здесь о том, как и что мог бы и ты сделать для охраны своих соседей от пьяной привычки, какие меры должен предпринять для отрезвления народа своего.


Представь себе, друг, что в нашу местность нежданно забежал бешеный волк. Одних из наших соседей он укусил, сделав небольшую рану на теле, так что укушенные сначала не почувствовали никакой боли, даже весело смеялись, радуясь, что остались живы. Но вот яд звериных зубов, пущенный через рану в кровь, дошел до головного мозга. Вдруг рассудок отравленных помрачился, мысли стали путаться, в глазах потемнело, все окружающее заколебалось, зашаталось. Отравленные впали в легкое помешательство, заговорили что-то непонятное, бессмысленное или смешное.

Других же этот зверь так больно укусил, что они сразу же сошли с ума: со всеми стали ругаться, произносить скверные, неприличные (матерные) слова; стали бить посуду, ломать мебель, драться и бить своих домашних — жен, детей, прислугу и других.

И, наконец, третьим из нас этот зверь своими зубами нанес такую глубокую рану, что они вскоре же лишились чувств и умерли в страшных муках и предсмертных конвульсиях.

Если бы это на самом деле случилось (чего, конечно, не дай Бог), то, спрошу тебя, мой друг, уже ли ты позволил бы этому лютому зверю оставаться и жить в своей местности, уже ли не принял бы никаких мер предосторожности от нападения этого страшного, вредного зверя? Я убежден — ты так ответишь мне: «Нет, сохрани меня Бог от такой беспечности; я тогда ни на минуту не задумался бы, что надо делать; я немедленно употребил бы все, что могу, чтобы убить или прогнать зверя; в противном случае он всех нас изуродует, сделает страдальцами или преждевременно отправит в могилу.

Я уверен, что все мы — здравомыслящие — прежде всего поспешили бы спасти своих детей от зверя, сразу увели бы их с улицы домой и настрого запретили бы им выходить на улицу. Боязливые из нас сами поспешили бы укрыться от бешеного волка. Те же, кто посильнее да поумнее из нас, я верю, — взял бы ружья, топоры, вилы, колья и дружною толпой пошли бы на волка, общими силами постарались бы убить его или, по крайней мере, прогнать из своей местности, чтобы оградить на будущее время себя и свои семьи от сильных страданий, болезней, слез и мучительной смерти, причиняемой зубами зверя.

Друг мой! Хочешь ли ты знать, что подобный зловредный зверь, даже более ужасающий, уже давно, давно рыщет по всей матушке Руси — по всем городам, и селам, и деревням. Рыщет он, к сожалению, и в нашем месте. Этот свирепый волк — есть пьянство, или непреодолимое влечение русских и особенно простых крестьян и фабричных рабочих пить водку, заключающую в себе спирт, который, по свидетельству докторов, для тела нашего — настоящий яд, отравляющий кровь, расстраивающий здоровье наше, притупляющий умственные способности и даже причиняющий смерь (паралич сердца).

О! сколько бед, скорбей и всякого рода преступлений принес и теперь еще приносит нам этот зверь — это горькое пьянство, эта страсть к водке!

С ненасытной жадностью нападает этот зверь главным образом на наш простой рабочий народ и целых 20 000 человек ежегодно безжалостно и преждевременно уносит в могилу. О, ужас! О страх! 20 000 погубленных душ, непокаявшихся ежегодно нисходят в ад и там вечно томятся.

Подумай, друг, ведь, это целый и довольно большой город ежегодно исчезает с лица земли.

А сколько людей сводит с ума пьянство водкой, страшно даже представить.

По мнению одного доктора (проф. Мержеевского) в наши дома умалишенных ежегодно поступает 42%, т.е. из 100 умалишенных 42 человека, которые обязаны своим сумасшествием пьянству. Другой профессор заявил, что в одной больнице для умалишенных в г. Берлине 70%, т.е. из 100 человек умалишенных 70 человек — пьяницы. Вообще по свидетельствам, полученным как за границею, так и у нас в России, оказывается, что на каждую тысячу человек мужского и женского пола приходится 3 человека — умалишенных. В Европейской России круглым числом можно считать 130 миллионов народонаселения; следовательно, в нашем отечестве 390 тысяч человек — умалишенных, из которых более половины, до 70%, именно до 273 тысяч человек лишились рассудка, обратились в живых мертвецов потому, что или сами пьянствовали, или их родители были пьяницами.

Подумай, возлюбленный, 273 тысячи сумасшедших, никогда и ни для кого не нужных людей, только обременяющих расходами и заботами своих близких родственников, вот сколь ужасная жертва пьянства!

О, ужас! О, позор! О, срамота!

Ужели ты, друг мой, не содрогнешься при одном представлении такого множества безвозвратно погибающих?! 20 тысяч уходит преждевременно в могилу от водки, 273 тысячи сумасшествуют, становятся хуже и опаснее бессмысленных скотов.

Ох! Какое это великое горе наше, какая злая беда для всей нашей родины! Представь еще, друг, сколько самых горьких и безутешных слез пролито над этими жертвами пьянства бедными отцами и матерями, мужьями, женами, детьми и родными! Сколько людей погибает ежегодно от буйства и свирепости пьяниц; сколько совершается пьяницами преступлений, разврата, насилия девиц, драк, кровопролитий и убийств, трудно даже перечислить!

Впрочем, зачем много говорить о сумасшедших — пьяницах. Возьмем и посмотрим на обыкновенного пьяного человека: с которого лучше сравнить, как не с тем же сумасшедшим, безумным зверем. Под влиянием охватившего желания и привычки выпить человек выпивает стаканчик, два и более водки, а вместе с нею вводит в кровь значительную часть (40%) одурманивающего спиртного яда. Сначала выпивший не замечает опасности для своего здоровья и даже смеется и весело болтает все, что придет в голову.

Но вот, введенный вовнутрь яд быстро распространяется по телу, ударяет в голову. Последняя начинает кружиться, рассудок теряется, мысли путаются, язык лепечет всякую бессвязную чепуху. Далее, яд ударяет в ноги; они теряют твердость. Пьяница идет, спотыкаясь и качаясь во все стороны, и даже падает и лежит, как свинья, на улице, часто в грязи.

Скажи мне, возлюбленный, — в здоровом состоянии такой человек или в больном? Конечно, ты ответишь, — он больной, расслабленный человек. Он, так сказать, во временном легком помешательстве.

Но если в начале для веселья пьющий позволяет себе пить водку без всякой меры, то опьянение бывает еще более сильное и безумное. Таковой окончательно теряет всякую разумность: сквернословит, бьет посуду, ломает мебель, издевается над женой, детьми, часто незаслуженно бьет их и гонит из дома на улицу, на холод. Случается, что бьет самого себя, рвет на себе волосы, платье, бросается в воду и тонет или в петлю и давится. Много есть случаев самоубийств пьяниц.

Так называемые запойные пьяницы доходят и в своей домашней жизни до полного одичания и зверства и наконец до хмельника, т.е. до белой горячки, когда несчастного пьяницу преследуют ужасные привидения.

Расскажу из моих два случая, показывающие, до какой дикости может дойти пьяница.

П о л н ы й    т е к с т 

Итак, что же, друг мой, уже ли мы будем еще терпеть живущего среди нас этого страшного, безумного зверя — пьянство, так безжалостно мучающее многих и безвозвратно губящее столь многие души?! уже ли мы по легкомыслию и потворству злу не обратим никакого внимания на это общее бедствие? уже ли не примем никаких мер к прекращению беды? уже ли не решимся общими силами восстать против страшного Голиафа — пьянства?

Если мы будем медлить в этом деле отрезвления народа, то дождемся такого ужасного времени, что и житья нам не будет от пьяниц. Уже и теперь многие стонут и плачут от них, но настанет время, что сами себя убивать будут от горя и кручины. Довольно, кажется, и на своем небольшом веке мы наслышались ссор, бранных слов, навиделись драк, убийств, слез и бедности целых семей от пьянства. Кажется, можно уже убедиться во вреде винопития.

Наверное, ты скажешь, друг мой, да, я искренне хочу начать борьбу с пьянством, но как бороться с ним успешно, как и чем побудить его, не знаю.

По опыту личной жизни моей я готов и здесь дать тебе наставление в этом деле.

Если ты хотя и умеренно пьешь водку и пиво, то прежде всего начни с себя самого, полюби полное воздержание от употребления спиртных напитков, дай обет полной трезвости. Нельзя других врачевать тому, кто сам болен, нельзя в других обличать грех, которым сам одержим. Здесь и одна рюмка — большое зло. Допустим, что ты умеренный: выпил рюмку, две и — довольно. Но вот слабый — невоздержанный увидел, что ты пьешь. Ему важно и поучительно не умеренность твоя, которую он не видит, а важен пример винопития. «Такой-то почтенный NN, — скажет невоздержанный, — я видел, — пил водку, значит, пить можно, а мера — душа: сколько хочу, столько и пью».

Да и сам ты, друг, не застрахован от того, чтобы выпить и другую, и третью рюмочку, пока не почувствуешь веселья. Ведь недаром же и пословица сложилась: «первая рюмка — колом, а вторая — соколом», значит, — более приятна. Не без основания и библейский мудрец говорит даже: «Не смотри на вино: как змей оно укусит и ужалит как аспид» (Прит. 22, 31).

А давши обет трезвости, молись Господу и Его Пречистой Матери, проси у Них помощи устоять в своем обете.

Далее, беги от соблазнителей — соседей, товарищей, любящих попойки и угощения водкой. Трезвеннику естественно искать общения и содружества с трезвыми людьми.

В единении сила. Поэтому мы, трезвые и благомыслящие люди, должны сплотиться в один братский союз — общество, чтобы взаимно поддерживать один другого в исполнении обета трезвости. Слава Богу! теперь на Руси таких обществ уже много. Всякий трезвенник может найти такой союз, примкнуть к нему и найти в нем поддержку себе в добродетели трезвости.

1) Выяснение себе самому ясных понятий о трезвости и о вреде пьянства, 2) обет трезвости перед св. иконой, 3) усердная молитва о помощи Божией и 4) частое общение с трезвыми людьми — вот четыре могучих оружия для охраны себя от пьянства.

Но еще недостаточно только самому отрезвиться и жить богобоязненно. Необходимо и слабым — невоздержанным подать руку помощи, помочь им бросить дурную привычку пить водку.

Эта привычка держится главным образом на полном непонимании всего позора и вреда от пьянства и на неясном представлении красоты трезвости.

Отсюда прямая обязанность каждого трезвенника, понимающего благо трезвости и вред водки, при всяком удобном случае разъяснять своим невоздержанным соседям вред и позор пьянства, — убеждать их перестать пить водку и вино, для чего дать перед Богом обет полной трезвости сначала хотя бы на срок, а потом и навсегда.

Великую услугу окажет трезвенник делу трезвления народа, если уничтожит обычай угощения водкой в своем доме при всех праздниках, при радостных и печальных случаях, когда нередко до скотоподобия напиваются вином. Трудно это сделать, трудно разрушить веками установленный обычай; зато лишнего греха избежим, удалив от друга соблазн — выпить, хотя на время удержав его от винопития. Правда, сосед, родственник может оскорбиться отсутствием у тебя водки, будет упрекать в скупости; что же? Потерпи скорбь и обиду неправедную, за то награду великую получишь от Христа. Сам Он так говорит: «Побеждающему дам сесть со мной на престоле Моем» (Откр. 3, 21).

Итак, возлюбленный мой Трезвенник, поспеши и ты с прочими трезвенниками на дело Божие, на дело распространения здравого учения о трезвости и о вреде пьянства.

1) При всяком случае говори, читай и объясняй невоздержанным, что в настоящее время по свидетельству лучших докторов водка признана ядовитым напитком, что спирт, находящийся в водке, есть довольно сильный яд, вроде мышьяка, сулемы, стрихнина, фосфора и т.п. Только этот яд отравляет человека не сразу, а исподволь, медленно и не одного его, но и все потомство до третьего рода. Если же много выпить водки, то и сразу можно отравиться и умереть. И отравление от водки особое, не такое, как от других ядов. От приема последних сейчас же — рвота, корчи и смерть. А от спирта пьяница умирает несколько лет, если не опьется сразу. Потому-то пьянство и не считается отравлением, что последнее незаметно для наблюдения.

2) Далее, сколько можешь, жертвуй деньгами на это же дело. Покупай и раздавай книжки о вреде вина для здоровья и о тяжести греха пьянства пред Богом, ибо многие пьянствуют потому, что не сознают и не чувствуют всей преступности пьянства пред Богом.

3) Старайся напоминать невоздержанным слова Святого Писания, предупреждающие от вина и пьянства. Говори, что еще Премудрый Соломон предостерегал от вина, говоря: «Не смотри наивно: как змей оно укусит и ужалит как аспид» (22 гл. 31). «Не будь винопийца» (23 гл. 20). Сам Господь предупреждал нас: «Смотрите, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк 21:34). Святой ап. Павел убеждает: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф 5:18). Он же предупреждает, — что «пьяницы … Царствия Божия не наследуют» (1 Кор 6:10). При этом объясним, что, продолжая пьянствовать, они оказываются ослушниками — непокорными Самому Христу и верными рабами дьявола, за что будут навеки осуждены в геенну огненную.

4) Затем, желающим отрезвиться объясни силу и значение личного обета трезвости. Скажи, что в очах Божиих обет (обещание) стать трезвенником имеет великую цену, так как обнаруживает в нас искреннее желание доброй трезвой жизни и ненависть нашу к прежней, порочной пьяной жизни. Ведь известно, что «Господь и доброе намерение целует», и подает руку помощи во исполнении благого произволения.

Для самих же, решившихся бросить пьянство, обет является самою верною охраной от соблазна выпить при праздничных угощениях вином. Мне лично известно, что даже пьющие вино опасаются угощать водкой трезвенников, давших обет. Да и сам трезвенник вспомнив обет трезвости, данный пред Св. Иконой, побоится Бога, карающего нарушителей обетов, ибо «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр 10:31).

5) Наконец, еще совет тебе, дорогой трезвенник: глубоко верь сам и других убеждай верить в ходатайство за нас святых угодников Божиих. Как при жизни своей, так по отшествии отсюда святые продолжают заботиться о нашем спасении от грехов наших и нередко являются перед нами чудодейственную руку свою для спасения погибающих.

Поэтому и сам всегда призывай в молитвах своих угодников Божиих и других, особенно невоздержанных в вине, советуй обращаться за помощью в борьбе со страстями к угодникам Божиим. Они наши небесные, сильные и любящие друзья, которые не заставят нас долго молиться, скоро придут на помощь и прогонят ненавистную для нас привычку или страсть.

<...>

Друг мой! — трезвенник! внимательно прочитав сейчас настоящую историю явления небесного старца, так милостиво спасшего погибавшего от водки, ты, наверное, сам догадывался о том, какие еще могущественные, благодатные средства хранятся в православном нашем храме для оздоровления и тела нашего и души?!


Эти благодатные средства: 1) хождение к церковным службам и служение молебнов Пресв. Богородице и местнопочитаемым угодникам, 2) говение, исповедание духовнику своих грехов, 3) причастие Св. Тела и Крови Господней и 4) добровольное наложение на себя (обещание) какого-нибудь доброго дела.

Сам с любовью и усердием пользуясь этими орудиями в борьбе с душепагубными привычками и в том числе с привычкой пить, уговаривай, умоляй, дорогой мой, всех родных и соседей твоих благоговейно пользоваться этими средствами. Уговаривай ходить чаще в храм Божий и служить молебны проще всего храмовым святым; советуй чаще говеть, исповедоваться и причащаться Св. Тайн, ибо в них заключены великая спасающая сила Божия, убеждай невоздержанных вступить с тобою и твоими союзниками — трезвенниками в братский союз трезвости; пообещай ему свою помощь и поддержку в доброй трезвенной жизни. А о давшем обеты трезвости надо молиться как о своем брате, посещай его, беседуй и молись с ним. И верь, заботы, труды, молитвы твои о брате не будут напрасны. Господь укрепит любовь твою к делу спасения, соделает тебя могучим в этой жизни; а грешного, пьяного товарища твоего вразумит и твердо поставит на путь новой, благочестивой жизни.

Доброход твой Иерей Николай.

1913 г. Декабря 17 дня.

Текст приводится по изданию: Опоцкий Н., свящ. Как отрезвить себя и друзей наших : (Иерейское письмо к читающему). СПб. : Тип. И.В. Леонтьева, 1914. 27 с.
Краткая биографическая справка

Tags: братство, в тему дня, пост, праздники, церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments