Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Слово Божие — реальность, созидающая церковную общину

«Вера от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17, ср. Ам. 8:11). Эти слова апостола Павла, конечно же, всем нам известны. Но какой будет вера народа Божия, если слово Божие перестанет быть слышимо? Или, если и бу­дет слышимо, но не будет распознаваемо и понимаемо?

Вопросы, которые ставит о. Арсений, одновременно и просты, и сложны. Как часто бывает, все понятно, но ничего не происходит. Почему? Слово Божие созидает церковную общину, но ведь для начала нужно захотеть, чтобы церковная община была. А община - это не только радость встречи и общения, но и постоянный труд общения, о котором тоже немало написано.

Современный человек - это человек уставший. Учеба - работа - семья - друзья - государство... Со всех сторон все чего-то от человека хотят и вынуждают чувствовать себя зависимым. Не выучишься - не найдешь хорошую работу. Не будет работы - не прокормишь семью. Будет плохая работа - не сможешь себе позволить удовольствий. Отвсего этого накапливается такая усталость, что человек даже отдыхает со вздохом. Какое уж тут общение, тут бы наоборот оставить для себя хотя бы кусочек жизни, уже почти самому человеку не принадлежащей.

А Священное Писание говорит совсем о другой жизни. Не потому, что две тысячи лет назад у людей не было наших проблем. Все было и гораздо раньше, только человеку предлагается изменить для начала себя, и тогда вокруг него изменится мир. Освободиться от всех зависимостей, поднять голову и увидеть Другого. С этого начинается общение, а где общение, там рождается и община. И лучшего средства, чем Священное Писание, чтобы понять, что это такое и как она рождается, не найти.


Часто Священное Писание оказывается на периферии нашей церковной и духовной жизни. Наша задача — вер­нуть его на приличествующее место, в центр жизни церков­ных общин, как приходских, так и монашеских. Только ког­да община постоянно прислушивается к звучащему в Писа­нии слову Божию, когда строит свою внутреннюю жизнь, руководствуясь им, только тогда в ней не будет никаких ду­ховных перекосов и только тогда она может приносить доб­рокачественные плоды.

В церковной истории немало примеров именно такого отношения к Священному Писанию. Вот некоторые. Препо­добный Иоанн Кассиан Римлянин, долго живший среди еги­петских монахов, говорит, что сутки монаха должны делить­ся на четыре равные части: шесть часов необходимо уделять чтению Священного Писания, шесть — молитве, шесть — рукоделию и столько же сну. Понятно, это идеал, не учиты­вающий время, которое все мы, в том числе монахи, по не­обходимости тратим на что-то другое — на прием пищи, стирку и проч., — но важен сам принцип: изучению Писа­ния отводится не меньше времени, чем сну или молитве. У некоторых сирийских монахов в древности было такое мо­нашеское молитвенное правило: они ежедневно прочитыва­ли всю Псалтирь. К Псалтири отношение в древности было особым. Так, патриарх Геннадий Цареградский не постав­лял никого в диаконы, если кандидат не знал Псалтирь наи­зусть. Было не редким знание наизусть и Евангелия. Можно привести и примеры, более близкие нам по времени. Препо­добный Серафим Саровский, как известно, ежедневно про­читывал по целому Евангелию. А знаменитый русский бо­гослов XX века Владимир Лосский, как говорят, трясясь в парижских трамваях, всегда читал греческий Новый Завет карманного формата, а Великим постом перечитывал цели­ком всю Библию. Нам, по сравнению с Лосским, и проще, и сложней. Проще потому, что теперь у каждого в кармане iPhone или другой гаджет, в который можно закачать Биб­лию на всех, каких только можно, языках, а в придачу — горы пособий и справочной литературы. Сложней — пото­му что мы, в отличие от Владимира Николаевича, живем уже совсем в другое время, время постмодерна, когда все труд­ней сосредоточиться, все трудней умолкнуть самим и настро­ить внутренний слух на слушание Божиего Слова. Мы разу­чились читать медленно и внимательно, разучились внимать читаемому слову, размышлять над ним, вступать с ним в диалог и хранить его в своем сердце. Нам, при всей техни­ческой доступности текстов, требуется больше усилий для их восприятия, чем в старину, когда такой технической дос­тупности не было.

Источник
Tags: размышлизмы, христианство, цитаты
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments