Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Продолжая подводить итоги

Сейчас происходит очевидное оживление нашего народа. Слава Богу. Однако вполне естественно встает вопрос о том, дальше. Допустим, у кого-то, например, Явлинского, есть определенное представление, как следует действовать, есть разумная политическая и экономическая программа. Но факт, что большинство ее не поддерживает (хотя кто-то, возможно, просто с ней не знаком). Правда, о нелигитимности нынешней власти - о чем после этих псевдовыборов заговорили везде - он писал уже давно. Что же делать?

Можно собираться и просто свидетельствовать, что мы есть (иногда кажется, что власть вообще забыла, что в стране живут реальные люди), собираться, чтобы просто пообщаться. Но бесконечно выходить на митинги тоже невозможно - это большая роскошь тратить столько времени, доказывая очевидное. Тем более что разовые акции могут в лучшем случае что-то сдвинуть, но в них слишком мало созидательной силы.

Исторические примеры учат нас, что созидание, устроение жизни на положительных началах - всегда удел меньшинства. Но как бы нам научиться слышать и видеть, а значит и поступать в соответствии с услышанным!

В 1906 году в своей статье «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего собора», опубликованной в Трудах Киевской духовной академии, Н.Н. Неплюев писал:

«Ужас и позор нами переживаемого является обстоятельством, особенно благоприятным для истинного покаяния верных чад церкви за всю страну, за всю церковь поместную, покаяния во всем, за что мы заслужили праведный гнев Божий и суд Божий, над нами совершающийся. Эти же обстоятельства лишают нас всякого оправдания, если и теперь мы не покаемся и не сотворим плодов, достойных покаяния.


Главное святое дело предстоящего Собора и состоит в том, чтобы призвать Россию и чад Русской православной церкви к нелицемерному покаянию в своей беспримерной безблагодатности рутины жизни, к покаянию в том, что перестали быть достоянием Божьим, что рутина жизни во всех областях тоже не есть Божье достояние, и мнящие себя верующими стремятся кощунственно сделать Бога и Церковь Божью достоянием своим, стараясь лестью и дарами подкупать Их на содействие себе и своим низменным делишкам, а не быть достоянием Бога Живого, Христа Его и живой Церкви Их и себя отдавать на вечное, святое дело Божье, отвергаясь себя, сознательно и с благоговейной любовью принимая на себя крест Христова дела разумной любви, чтобы нести его вослед Христу. Без этого великого акта нелицемерного покаяния напрасны будут все труды Собора, все реформы, которые обязательно останутся мертвыми и мертвящими буквами, пока люди не покаются в своей беспримерной безблагодатности, доходящей до полной духовной слепоты позорного самодовольства во зле.

Пока не будет совершен этот великий акт общецерковного и всенародного покаяния, напрасно будет ожидать в жизни русского народа и плодов, достойных покаяния. Никакие реформы не проникнут вглубь души народной, не оздоровят ее, не вызовут светлого преображения умов, сердец и жизни.

Самое главное на этом пути — чтобы мы, чада Русской православной церкви, и жизнь наша стали бесконечно больше достоянием Божьим, чем были до сих пор. Всё прочее приложится: мы и жизнь наша станем бесконечно более благодатными, мы будем думать, чувствовать и жить по логике благодати, по логике разумной веры и разумной любви, а не по логике капризов, похотей большинства грешного и грехолюбивого человечества, создающего рутину жизни народов.

Ввиду позорного невежества не только народа, но и интеллигентных классов общества, не только неверующих, но и верующих и даже людей «благочестивых» во всех вопросах веры, христианской нравственности и жизни по вере является насущной необходимостью восстановление в церкви института «катехетов» по гораздо более широкой программе, чем та, которая предлагается преосв. Антонием, епископом Волынским под названием «училище начетчиков» при монастырях. Не только лица, готовящиеся к священству, но и все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещеными и не позорить церкви жизнью своей, нуждаются в том, не могут обойтись без того, если желают быть не разрушительными, а созидательными элементами в жизни церкви и прихода.

Это дело должно быть возможно скорее организовано и охватить собой всю церковь, пролить свет истинной веры на все слои православного русского народа, стать одной из главных мер оздоровления души народной. Надо призвать к этому делу всех людей доброй воли, возможно скорее устроить для них достаточное количество школ катехетов, где бы они обучались по новому пространному катехизису и получали право быть катехетами, выдержав соответствующее испытание и дав клятву в своих беседах согласоваться с учением, изложенным в этом катехизисе. Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу церкви не пожалеть никаких расходов и трудов, которые оно вызовет. Надо принять на себя крест «страдной поры» и как плод, достойный покаяния за прошлое, когда так мало делалось в этом направлении, и как насущную потребность церкви, потребность, которая должна быть удовлетворена для того, чтобы Русская православная церковь не дожила до еще худшего и лица, «владеющие ключами Царства Божия», не приняли на себя еще более тяжелой ответственности, чем та, которая лежала на них раньше, когда зло в жизни русского народа не так ярко, не так обще и не в таких грубых формах обнаруживалось.

Многие скажут: откуда взять нашему бедному любовью обществу силу любви, нужную для проведения в жизнь этой программы? Я отвечу им — из того же источника, из которого христиане могут и должны черпать силу любви, достаточную для того, чтобы быть нелицемерными христианами и честно жить по вере, действующей любовью. Не смею сомневаться в том, что Собор перед этим вопросом не остановится и признает, что как бы немощны ни были представители Русской православной церкви, искреннее покаяние откроет душу их для воздействия благодати Божьей, что сила благодати Божьей безмерно превышает всякую немощь нашу и может вознести нас до такой мудрой любви, при которой Русская православная церковь станет светом мира и солью земли, чему послужит доброй волей своей, да благословит Господь предстоящий Всероссийский или Вселенский Собор!»




Tags: Неплюев, Россия, братство, политика, размышлизмы, цитаты
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments