Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

«Уничтожь православную церковь — не будет империи, убери империю — ничего не останется от церкви»

Оказывается, у этой позиции немало сторонников. И их ничуть не смущает ни история церкви до IV века, ни церковная жизни ХХ века. Интересная получилась конференция.

Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Аверс и реверс эпохи Константина

В Москве состоялась научная конференция «Прошло ли время Константина Великого? (К 1700-летию Миланского эдикта)»


...Разговор о константиновской эпохе (начало которой историки условно связывают с Миланским эдиктом, а окончание для Русской церкви — с переворотом 1917 года) затрагивает проблемы гораздо более глубокие, чем церковно-государственные отношения как таковые. Они связаны с духовным путем христианской церкви, с представлением о цели ее существования и средствах, при помощи которых возможно осуществление этой цели в истории.

Оказывается, многие современные люди верят в мистическую связь Христа и Римской империи и церковно-государственный синтез считают неотъемлемой частью церковного предания, забывая о том, что еще в III веке церковь отлучала тех, кто в результате гонений соглашался принести языческую жертву императору. «Я не знаю, что у православной церкви могут быть за интересы, которые она должна отстаивать перед православным государством, перед императором», — сказал главный научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя ИППО доктор исторических наук Н.Н. Лисовой, комментируя слова святителя Филарета Московского о необходимости противостоять государству, перед которой стоял Синод. «Уничтожь православную церковь — не будет империи, убери империю — ничего не останется от церкви», — добавил он.

«Но не тяготел ли над православным сознанием принцип языческого происхождения христианской империи?» — поставила вопрос главный научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Н.В. Синицына, ссылаясь на позицию Владимира Соловьева.

Руководитель Центра истории восточнохристианской культуры Института всеобщей истории РАН доктор исторических наук М.В. Бибиков напомнил, что формирование церковно-государственного синтеза даже в области культуры заняло не одно столетие. Хотя ко времени Константина христианство уже давно проникло в императорский дом (так, еще мать императора Александра Севера переписывалась с Оригеном, а Диоклетиан подозревал в христианстве родную супругу), византийские нравы и культура еще долго оставались вполне языческими. По крайней мере, монеты с православным императором Константином на аверсе, которые продемонстрировал докладчик, на реверсе несут изображение… богини Виктории. Классический образ христианского правителя был сформирован в византийской историографии лишь на рубеже VIII-IX веков.



Несмотря на положительную роль Миланского эдикта, связанную в первую очередь с прекращением в Римской империи гонений на христиан и широким распространением христианской культуры, у него была и оборотная сторона, значение которой часто недооценивают, считает ректор Свято-Филаретовского института профессор, кандидат богословия священник Георгий Кочетков. В своем докладе он подчеркнул, что «симфонический» тип взаимоотношений церкви с государством, который сформировался после принятия Миланского эдикта, имел не только политические, но и духовные последствия для церкви, для самой веры и жизни христиан. В результате компромисса, на который пошла церковь, приняв покровительство государства, в нее, призванную осуществлять на земле «царство духа», совершать в истории духовный переворот, стали проникать тенденции и явления, характерные для «царства кесаря»: гонения на инакомыслящих, стремление к внешней власти, связанной с подавлением и насилием. Самое главное в христианстве — Сам Христос, реальность и сила Его благодати, реальность нового отношения к Богу и к человеку — были подменены лишь символом Креста. «Началась эпоха символов и знаков христианства, а реальность была вновь отнесена в неопределенное будущее, в Царство Небесное, — сказал отец Георгий. — При этом христианские императоры и другие правители старались обычно победить отнюдь не силой крестной, а привычными, часто ещё языческими методами». Означает ли такая тенденция, что церковь не может жить в истории без опоры на внешнюю власть?

«Вы говорите от лица несуществующей, утопической церкви», — возразил на выступление отца Георгия Н.Н. Лисовой. Отвечая на это замечание, отец Георгий напомнил о первых трех столетиях церковной истории, о духовном опыте мучеников и исповедников XX века и русской эмиграции, давшей миру Бердяева, Булгакова и других выдающихся богословов и святых, а также о существовании современных христианских сообществ и братств, для которых слово Христа — отнюдь не утопия, а жизнеобразующее начало.

Церковь может влиять на этот мир и быть не только культуро-, но и народообразующим началом, убежден отец Георгий. Но для этого ей нужна сила Христовой свободы, которую человеку может дать только Господь Бог и ростки которой нужно поддерживать везде, где они дают о себе знать. «Уже никак нельзя ставить вопрос о “симфонии” церкви и государства — можно говорить лишь о “симфонии” церкви и общества, в которой должно звучать согласование с человеком, уважение к человеческой личности и её свободе», — сказал он.
...

Полный текст
Tags: история, конференция, церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments