Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Не против, а выше

Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Не против, а выше

В СФИ состоялись защиты выпускных квалификационных работ


1 октября в Свято-Филаретовском институте состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Три из них были написаны на кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики, одна на кафедре церковно-исторических дисциплин и одна на кафедре богословских дисциплин и литургики.

Работа Дарьи Макеевой была посвящена деятельности митрополита Никодима (Ротова) по установлению диалога Русской православной церкви с инославными церквами. Среди непростых вопросов, которые исследовала студентка, — во многом противоречивая церковная позиция и политика владыки, отмеченная компромиссами с советской властью. Благодаря анализу не только официальных материалов, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии», но и воспоминаний современников, в том числе критических, «у читателя формируется образ митрополита Никодима не как “иконы”, а как “портрета”», отметил рецензент работы Дарьи Макеевой архимандрит Августин (Никитин), доцент Санкт-Петербургской духовной академии, лично знавший владыку.

Ольга Подколзина представила первое исследование миссионерской проповеди Владимира Марцинковского (1884-1971), чье свидетельство о Христе оказало влияние на многих современников. Так, непосредственно под воздействием его свидетельства стал христианином Николай Евграфович Пестов, посетивший однажды его лекцию.



— Его вытащила на лекцию супруга Зоя Вениаминовна, — рассказал ученый секретарь СФИ А.М. Копировский, слышавший это свидетельство от самого Н.Е. Пестова. — Лекция называлась «Есть ли Бог?». «Я послушал, вышел, порвал свой партбилет и кинул его в урну».

Высоко ценил проповеди Марцинковского и митрополит Сурожский Антоний (Блюм), воспринявший из его опыта миссионерский принцип «не против, а выше». Это означает: «Когда ты с кем-нибудь споришь, … не говори против него, потому что если ты будешь говорить против него, он будет изо всех сил защищаться, а говори выше него, чтобы ему захотелось вырасти в новую меру».

В дискуссии, развернувшейся на защите, отмечалось, что утрата силы проповеди Марцинковского в период его пребывания в эммиграции во многом была связана с духовной трагедией его жизни — принятием повторного крещения и дальнейшей утратой связей с православной церковью и ее духовной традицией.



Проблему покаяния в наследии архимандрита Сергия (Савельева) исследовал Олег Глаголев. Главный личный грех современных христиан отец Сергий видел в потере веры в Бога и Церковь и вытекающем отсюда лжехристианстве — раздвоении жизни, ее отрыве от Евангелия. К грехам всего церковного народа он относил богоотступничество, небрежение о человеке, «прислужничество» гражданской власти, утрату соборности и обрядоверие. В качестве путей покаяния он называл воссоздание общин и возрождение просвещения и духовного образования. Архимандрит Сергий осознавал, что вхождение в традицию веры — непростое дело, и с горечью отмечал исчезновение в современной церкви людей, которые были бы носителями этой традиции. «Покажите нам настоящего христианина, и мы пойдем за ним на край света», — говорил он.

Цель защит не только в том, чтобы соискатели получили дипломы, а чтобы и те, кто защищаются, и те, кто сидят в Государственной комиссии, что-то для себя вынесли. Я думаю, что сегодня это произошло, — сказал председатель Государственной аттестационной комиссии А.Б. Мазуров, д.и.н., ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института. — Видна работа соискателей, и комиссии было интересно работать, в дискуссии были подняты любопытные вопросы. Есть очень актуальные работы. Я с большим удовольствием прочитал работу про Владимира Филимоновича Марцинковского. Интересна работа о деятельности митрополита Никодима (Ротова). Может быть, лет через 25, когда эта тема перестанет быть запретной, на нее все будут ссылаться.
Информационная служба СФИ

Tags: Свято-Филаретовский институт, вести-новости
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments