Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Памяти отца Павла Адельгейма

Оригинал взят у nat_i в Памяти отца Павла Адельгейма
Дорогие друзья,
очень долго не писала здесь. Последний месяц не писала по причине убийства о. Павла. Было очень тяжело что-либо об этом говорить в публичном пространстве. Известие это настигло нас в Англии. Мы туда только-только прилетели паломнической группой вместе с о. Георгием. Мы вышли из аэропорта, на улице холодной стеной шел ливень. Долго ждали автобус, наконец, погрузились и поехали. Через 5 минут - звонок по телефону: отца Павла ударили ножом. Вопрос - жив?  - казался даже странным, невозможно было даже подумать, что он мог умереть. Но через 10 минут перезвонили и сказали, что он умер. Мысль о его смерти не вмещалась в голову. Ни в этот день, ни на следующий, ни много-много еще дней потом... Наверное, только сейчас я смогла это вместить.

Отец Павел был свидетелем. У него было редкое теперь в церкви качество - мужественность. Он просто делал то, что делать было нужно. Не оглядываясь ни на себя, ни на семью, которая была для него огромной ценностью. Он говорил правду, с немецкой пунктуальностью подавал заявления и аппеляции во всевозможные суды. Никогда не терял мирного духа. Он был сильным и мужественным, и эта сила была неотделима от его евангельского смирения и любви. Находиться в его присутствии было и легко, и трудно одновременно. Легко потому что он очень великодушно и внимательно относился к приходящим к нему. Трудно потому что быть в присутствии святого человека необыкновенно трудно, очень остро ощущаешь разницу в духовном качестве.

Он был свидетелем неправды, греха и беззакония. Поэтому на его жизнь покушались. И в 1971, и в 2003, и в 2013. "У меня немного надежды быть услышанным. К свидетелям бывает разное отношение. Изредка им внимают. Чаще убивают, как пел когда-то Владимир Высоцкий: "Провидцев, как и очевидцев, во все века сжигали на кострах". Этими словами заканчивается книга отца Павла "Догмат о церкви". Это не столько пророчество, сколько трезвое понимание ситуации.

Вы уже прочитали книгу отца Павла "Своими глазами"? Я прочитала ее, как она вышла. Но бывают такие книги, время которых приходит не сразу. Хоть она и пролежала в столе у автора 35 лет и была опубликована только в 2009 году, но время ее пришло только сейчас. Потому что история с непринятием нового устава прихода логически завершилась и теперь как на ладони видна полная параллель между событиями в Ташкентской епархии и событиями последних лет в Псковской епархии.

Из книги "Своими глазами"
1970-е гг.:
— Вы знаете, что происходит в Фергане?
— Нет. Я не был там два месяца...
— Но Вы звонили туда, писали письма.
— Еще бы. Там остались моя жена, трое детей.
— Но в своих сообщениях Вы настраивали народ не подчиняться уполномоченному.
— Вы вскрывали мои письма и подслушивали телефонные разговоры?
— Нет, у нас есть другие сведения.
— По ОБС?
— Что значит ОБС?
— Одна Баба Сказала...
— Павел Анатольевич. Вы неглупый человек. Мне кажется, мы могли бы договориться. Пусть в Фергане восстановится порядок. Прекратятся жалобы в Москву. Пусть выберут исполорган, заслуживающий доверия местной власти. И Вы будете спокойно служить в Фергане. У Вас семья, дети... Фергана — хороший город... Разве Вам не хочется пожить спокойно?
— Хочется.
— Вот видите! А для этого надо быть сговорчивым. Учитывать обстановку. Уважать руководство. Прислушиваться. Надеюсь, Вы меня поняли?
— Понял.
— И надеетесь, что местная власть будет довольна составом «двадцатки» и исполоргана?
— Избираю не я. Народ...
— В таком случае, я снимаю Вас с регистрации. Вы больше не служите в Фергане. И вообще в пределах Узбекистана!
— В чем же моя вина?
— Вы создали нездоровую обстановку в Фергане. Вы всюду сеете смуту. После Вашего отъезда из Кагана были волнения в народе. После Вашего отъезда из Ферганы народ не доволен Советской властью. Чем Вы это объясняете?
— Из Кагана меня увезли в «Черном вороне». Из Ферганы удалили обманом. Обвинять меня за то, что происходит в мое отсутствие — бессмыслица. И что за обвинение «нездоровая обстановка»? Вы — юрист и прекрасно понимаете, что обвинение должно быть конкретным. Наказать можно только за установленную вину. Из Ваших слов следует, что Вы в Ферганской обстановке не разобрались. С ней связаны Рахимов, горисполком, кроме меня еще два священника и много других официальных и неофициальных лиц...
— Не учите меня. Я не собираюсь Вам ничего доказывать. Нам дано право принимать решения. Мы следствие проводить не собираемся. Я отстраняю Вас от работы. Недовольны — жалуйтесь.
[...]
...Но общего собрания все-таки добились. Неделин пришел с Белоголовцевым. В кабинете Рахимова сидел Тихонов. Рахимов начал уговаривать, внимательно слушали. Рахимов вынул бумажку и подал Неделину.
— Вот список кандидатов в исполорган. Не потеряйте. Голосовать будете только за них. Чтобы никаких других кандидатур не было. Поняли?
— А может, вовсе не будем голосовать? Так их в Протокол запишем. Ведь все уже решено, — съязвил Неделин.
Рахимов не понял иронии и шепчет: — Так незаконно будет.

(Прим. мое: Рахимов - уполномоченный по Ферганской области)

Из блога о. Павла
2009 год:
Приход лишён права на свободное волеизъявление.
- Суд: Прихожане голосуют «ЗА» Устав и не могут голосовать «ПРОТИВ».
- Ответчики: если голосование не предлагает выбор из двух возможностей, оно лишено смысла.
- Суд: Прихожан, которые голосуют «ПРОТИВ» принятия Устава, исключить из Приходского собрания.
- Ответчики: Угроза санкциями со стороны суда нарушает закон ФЗ-125 «О свободе совести и религиозных объединениях» и Устав Прихода в обоих редакциях. Давление, оказанное судом на членов Мироносицкого Прихода, поставило под сомнение подлинность протоколов, зарегистрированных в других приходах епархии, отразивших «единогласное» принятие Устава.
- Суд: Если Вы не согласны со священноначалием, то не должны состоять в руководящем органе Прихода.
http://adelgeim.livejournal.com/72176.html

Меня упрекают в том, что я пытаюсь усидеть на двух стульях, когда говорю, что подчиняюсь епископу, но голосовать против совести не буду. Это непонимание позиции меня удивляет. Если епископ требует подчиниться его решению, меня обязывает к этому церковная дисциплина. Подчинение не противоречит моей совести, поскольку не предполагает выбор. Выразив своё несогласие, я ничего большего сделать не могу, не имею на то санкции. Я не анархист, признаю власть церкви и подчиняюсь ей. Другая ситуация возникает, когда мне говорят: «Голосуй за решение, с которым ты не согласен». Голосовать не буду, ибо голосование предполагает мой свободный выбор. Подчиниться начальству в порядке дисциплины в согласии со своей совестью или заявить своё согласие с действиями начальства и соучаствовать в них вопреки совести– это два совершенно различных акта. Один достойный, а другой – нет.
Подчинение начальству- необходимый признак совместной жизни и деятельности, защищающий от анархии и хаоса. Независимо выражать свою волю и свидетельство–признак свободной личности, признание человеческого достоинства, верность своей совести. Оба акта имеют своё евангельское обоснование. Как свободное свидетельство, так и свободное подчинение власти имеют пределы, за котрые переходить нельзя.
http://adelgeim.livejournal.com/84929.html

Из книги "Своими глазами"
От автора: «Спустя 35 лет»:
...Прежние комиссары не были злодеями. Они даже не ставили задачей уничтожение церкви. Они отрицали церковь как организм духовной жизни во Христе. Они были функционерами, признавали аппарат власти и превратили церковь в формальную структуру, которая теперь легко вписалась в бюрократическое устройство РФ.
Уполномоченные увяли, ибо архиереи дозрели. Произошла смена комиссаров, осуществляющих общую задачу: организм жизни Христовой изменить в бюрократический аппарат, в котором не востребован Христос. Эта антихристианская структура направлена не против Христа как Бога. Она направлена против Христа как Человека, против Его Тела и дела Святого Духа. Человек является центром Домостроительства, ибо Бог пришел спасти Человека. В бюрократической структуре Человек сведен к нулю. Там другие приоритеты. Человеческий фактор ослабляет ее бездушный механизм. Человек не нужен государственной машине. Теперь он не нужен церкви, превращенной в аппарат насилия.
Tags: Адельгейм, перепост
Subscribe

  • «Люблю грозу в начале мая...»

    Погода решила воспользоваться календарем - только что за окном раздались первые в этом году раскаты грома.

  • Прощание с сугробами

    Еще недавно это выглядело вот так. Метровые снежные горы занимали довольно приличную площадь. 2. 3.

  • Зимние города

    Замело в этот раз и Санкт-Петербург. Он тоже обрел сказочный вид. Мариинский дворец 2. А в Мариинский театр с задней стороны буквально вгрызся…

promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments