Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

В трудах о. Николая можно много найти канонических обоснований служения мирян в Церкви

Преображенское содружество малых православных братств
Об актуальности богословского наследия отца Николая Афанасьева

4 сентября исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося православного богослова, основоположника евхаристической экклезиологии протопресвитера Николая Афанасьева.


4 сентября исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося православного богослова, основоположника евхаристической экклезиологии, протопресвитера Николая Афанасьева. В память о нем мы публикуем слово другого богослова ХХ века протопресвитера Виталия Борового, сказанное им двадцать лет назад на Афанасьевских чтениях, организованных Преображенским братством в 1993 году.
Исполнилось 100 лет со дня рождения о. Николая Афанасьева, он родился 4 сентября 1893 г. по старому стилю, и минуло 27 лет со дня его смерти — 4, или 17, декабря 1966 г.

О. Николай, как и большинство наших религиозных богословов, и религиозных мыслителей, и философов, ученых первой половины XX века, родился в России, а умер в эмиграции, в изгнании. Вдали от Родины они жили, работали, творили и умирали. Не только с чувством ностальгии и горечи вынужденной эмиграции, но и с чувством долга служения своему страдающему народу и умученной Церкви. С чувством того, что они, по крылатому выражению Зинаиды Гиппиус, не в изгнании, а в послании, чтобы трудиться и готовить лучшее будущее — возрождение и обновление Церкви, общества и государственности в родной их стране. Умирали с крепкой верой и убеждением, что жили они на чужбине не напрасно, что их наследие, творческие труды и идеи вернутся на Родину, станут известными и полезными для строительства новой жизни, нового общества, в них же правда живет.

...

В трудах о. Николая можно много найти канонических обоснований служения мирян в Церкви. Потому что основа Церкви — миряне, не Патриарх и пресвитеры, все вместе взятые, а вы, миряне. Поэтому служение их как в древней Церкви, как в сознании древней Церкви оно формировалось, очень полезно и для нас. И это нужно иметь в виду, при обсуждении создавшегося критического положения в жизни церкви при обсуждении современных наших условий. Конечно, раньше это надо было делать. Это напоминает ситуацию с Ельциным, Руцким и Хасбулатовым. Раньше нужно было принимать демократические, без танков, меры, а не пускать все на самопас. Думали, что уговорами можно что-то исправить. Когда начинается паралич власти, где бы то ни было — в обществе, государстве, в Церкви, до добра это никогда не доводит. Потом приводит к борьбе, а потом — поздно: или надо задавить кого-то, и ты будешь виновен, что ты задавил, а не задавил — так задавят тебя. Поэтому в этом отношении служение мирян в Церкви — для нас острый вопрос. Я не напрасно говорю «служение». О. Николай правильно обосновал служение мирян, ссылаясь на древнюю Церковь. Это ведь было настоящее служение — участие в священнослужении, участие в управлении, участие в учительстве, не в ущерб священным полномочиям епископов, а наоборот, в полной гармонии с ними.

Полный текст
Tags: дата, сказано, церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments