Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Литургическое многообразие существовало в Церкви всегда

Преображенское содружество малых православных братств
Протоиерей Владимир Хулап: «Выпускники семинарии не должны бояться покинуть уютные стены храма»

Образование не завершается получением диплома бакалавра или магистра — оно должно длиться всю жизнь, поэтому духовные школы лишь закладывают фундамент и задают вектор этого дальнейшего развития


— Литургическое многообразие существовало в Церкви всегда, на протяжении столетий различные богослужебные особенности спокойно сосуществовали друг с другом. По сути дела, речь идет о выражении церковного единства в многообразии. Унификация в значительной мере стала результатом распространения книгопечатания и, как показывает наш отечественный опыт (реформа Патриарха Никона), не всегда приводила к благим последствиям.

Большинство из нынешних богослужебных особенностей не является принципиальным, например различное число стихир и тропарей канона, цвет облачения на некоторые праздники и т.п. Другие могут показаться более существенными — параллельная русификация некоторых частей Литургии Слова (чтение Евангелия на русском после церковнославянского текста), чтение вслух некоторых священнических молитв. Однако и здесь я не вижу необходимости какого-то обязательного единообразия — если всё это способствует укреплению литургической жизни и единства общины, становясь органичной частью богослужения, не стоит делать из этого проблемы. Наверное, хорошо, когда (по крайней мере в большом городе) человек может найти себе приход, богослужебная жизнь которого ему близка. Нет единства и в практике Поместных Церквей — самым ярким примером является использование ими юлианского и новоюлианского календарей, а Финляндская Православная Церковь в этом году праздновала Пасху на пять недель раньше, чем православные в России, но это не препятствует нашему евхаристическому общению. Проблемы всегда возникали, когда кто-то начинал говорить: все, кто служит не так, как я, не правы.


Но есть и случаи, в которых у нашей Церкви должен быть единый пастырский подход, — например, подготовка ко крещению, о необходимости которой в последнее время говорит священноначалие. Ведь это не просто факультативный «довесок» к таинству, а само чинопоследование обращает к каждому священнику вопрос: насколько те молитвы, которые он читает, соответствуют мировоззрению крещаемых (или родителей приносимых к купели малышей). В этом случае литургические формы будут наполняться конкретным содержанием, что намного важнее, чем формальное исполнение тех или иных уставных предписаний.

Более того, нельзя забывать, что богослужение — это живой организм, оно развивается, хотим мы этого или нет. Например, XX век стал свидетелем увеличения частоты причащения мирян, возникновения массовых соборований, введения общей исповеди и т.д. Еще 20–25 лет назад на Пасху во многих наших храмах мирян вообще не причащали — сегодня для нас это совершенно непостижимо! Поэтому мы должны знать о литургическом разнообразии православия (в том числе о практике других Поместных Церквей), истории его развития, не только ценить, но и оценивать (в том числе критически) те или иные богослужебные формы, основываясь на опыте изучения исторической литургики, богословия, современного пастырского и общинного опыта.

— В последних номерах нашего журнала опубликован ряд статей о соотношении исповеди и причастия. Какие подходы к этой проблеме выработаны на вашей кафедре? Как будущие пастыри, выпускники СПбПДА, будут учить своих прихожан? Для развития приходской жизни эти вопросы имеют особое значение.

— Едва ли можно говорить о «едином подходе» кафедры или академии в данном вопросе; не только среди студентов, но и среди преподавателей могут быть различные мнения. Мне кажется, что подход должен быть дифференцированным: духовная жизнь и исповедь не просто математическая формула, куда можно подставить переменные и автоматически получить желаемый результат. Необходимо всегда принимать во внимание степень воцерковленности человека, опыт его духовной жизни. Также не следует абсолютизировать нынешнее соединение этих двух таинств.

В истории мы можем увидеть самые разные подходы: покаяние как «второе крещение» в древней Церкви (после совершения идолослужения, убийства или блуда), отлучение грешника от причастия на длительный период в зависимости от вида и тяжести греха, монашеский опыт откровения помыслов (в том числе старцу, не имеющему священного сана), подробные епитимийники с длинными списками вопросов, обязательное ежегодное причащение в синодальный период с исповедью как обязательным «допуском», евхаристическое возрождение XX века, опыт других Поместных Церквей, где нет жесткой связи между этими двумя таинствами. И еще один важный момент: вряд ли священник вправе требовать от паствы того, чего не делает сам. Поэтому, если он не исповедуется перед каждой Литургией (или хотя бы раз в неделю), правомочно ли обязывать воцерковленных прихожан делать это каждое воскресенье?
Tags: сказано, церковь
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments