Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

«В этом году все ищут Бога»

Преображенское содружество малых православных братств
«В этом году все ищут Бога»

Некоторые наблюдения на Летней Школе «Русского Репортера»


Трагические события последних дней — убийство отца Павла Адельгейма и смерть Ефросиньи-Ларисы Галкиной — несколько выбили из колеи. В то же время, когда мы смотрим на путь людей, которые были преданы Господу до конца, мы понимаем, что нужно продолжать жить и жить так, чтобы, как говорится, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Поэтому я хочу рассказать об одном замечательном событии, которому уже второй год являюсь свидетелем.

Речь пойдет о Летней Школе, организованной журналом «Русский Репортер».

Летняя Школа — это уникальная образовательная площадка, где собирается молодежь, которая хочет и может учиться. Летняя Школа — событие светское. Но из года в год то в одном, то в другом ее уголке звучат разговоры на духовные темы, и разные лекторы то и дело касаются вопросов религии.



«Без Бога и в науке никуда»

В этом году я была на Летней Школе чуть меньше недели. Первым открытием для меня стало то, что лаборатория «Текст», идейным вдохновителем которой является корреспондент «Русского Репортера» София Андреева, ставит пьесу-вербатим «Суд над Богом».

Когда я подошла к Соне, чтобы выразить удивление выбранной темой, она разговаривала с главным редактором «Русского Репортера» Виталием Лейбиным. «В этом году, на какую мастерскую ни пойдешь, все только и занимаются тем, что ищут Бога», — сказал он. Для меня это было очень неожиданно. «А разве Бога в науке не заменили термином «Природа» еще несколько веков назад?» — удивилась я. «Заменить-то заменили, но, как выясняется, что без Него и в науке никуда».

Пьеса была поставлена в конце недели. У нее нет одного автора, ее писали все участники мастерской лаборатории «Текст». Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, воспроизводимых актерами. Чтобы ее осуществить, студенты мастерской разговаривали с разными учеными о необходимости Бога в науке. Соня Андреева прокомментировала пьесу так: «О чем художники и ученые могут вместе поговорить? Конечно же, о Боге».

Сюжет пьесы был прост. В зале суда ученые пытаются решить — существует ли Бог или нет. Были свидетели защиты, верующие ученые, и обвинители, которые позиционируют себя как неверующие.

После состоялось обсуждение. Я задала вопрос: «Почему возникла такая тема?». На что Соня Андреева ответила, что она брала интервью у многих ученых, и всегда задавала им вопрос о Боге. И ответы всегда были разными. В реальной жизни ученые «в летах» в основном позиционировали себя как атеисты, а молодые ученые чаще всего позиционировали себя верующими.



Чувства верующих вне политики

На Летнюю Школу меня отвезли на машине друзья из Преображенского братства. С собою мы захватили Александра Сосланда, известного психотерапевта, кандидата психологических наук, члена Европейской Ассоциации Психотерапии, который прочел лекцию «Чувства верующих: психология без политики».

Остановлюсь только на нескольких моментах, которые мне показались наиболее любопытными.

Александр Сосланд говорил, что тема чувств верующих приобрела политическое звучание, но чтобы разобраться, что такое чувства верующих, нужно выйти из области политики. Далее он сообщил, что в психологии «официального определения, что такое чувство и эмоция не существует». «Чувства хорошо живут в политическом контексте, - продолжал он. - Когда, пользуясь ими как поводом, можно составить некий закон и выработать наказания. Но что такое чувства верующих и атеистов в храме и вне храма, никто толком сказать не может».

По его мнению, чувства верующих связаны с трансцендентным, возвышенным. Они спорят с рациональным. Они имеют свою динамику и вырастают там, где происходит борьба и ослабляются, когда мы имеем дело со спокойной будничной, повседневной жизнью.

Также Сосланд касался темы религии и агрессии: «Отношение между религией и агрессией определяется очень простыми концептуальными выкладками. Они связаны с проблемами идентичности. Принадлежность к той или иной конфессии в первую очередь делит всех людей на своих и чужих, единоверцев и неверных. В этом заложен механизм, стимулирующий агрессию».

Мне запомнились его размышления об атеизме: «На определенных исторических этапах атеизм имел героический статус. Атеисты становились изгоями. В наше время атеисты стали банальными и лишились статуса возвышенного, особенного, героического».

На лекции было много людей, которые задали большое количество интересных вопросов, приведем некоторые из них:

Один молодой человек задал интересный уточняющий вопрос по лекции: «Вы говорили, что если у религии есть противники, то это усиливает религию. Что это значит? И наоборот, если церковь тесно сотрудничает с государством, то что тогда?»

Лектор ответил следующим образом: «Чем больше гонения на религию, тем больше религия становится привлекательной. Тесное же сотрудничество власти с религией ведет к «обудничиванию» религии».

Вопрос про атеистов: «Есть ли описание психологии атеистов?»

Лектор ответил, что не знает подобных исследований, но у Ганнушкина(1), была работа о революционном характере, где он четко описал, что те, кто «делал революцию», все как один были атеистами.



«Есть две вещи, которые не перестают удивлять: звездное небо над головою и нравственный закон внутри нас»

В этом году на Летней Школе особенно было видно, что темы, связанные с поиском правды и истины, связанные с религией, вызывали интерес у молодежи. Они всегда собирали людей. Как ни странно, в разговорах между собой, молодежь поднимала тему о непонимании церковнославянского языка, в том смысле, что «в церкви ничего не понятно».

Вот уже второй год я радуюсь тому, что в России есть столько молодежи, которая хочет и любит общаться, которая старается узнавать что-то новое и не боится задавать себе и другим острые, глубокие вопросы.


В этом году Летняя Школа проходит недалеко от Дубны, на берегу Волги. Места очень красивые. Ночью было видно огромное звездное небо. Возвращаясь поздно, смотря на это небо и вспоминая лекцию о чувствах верующих, я соглашалась со знаменитым высказыванием Иммануила Канта: «Есть две вещи, которые не перестают удивлять: звездное небо над головою и нравственный закон внутри нас».

Анна Сахарова для сайта Преображенского братства

(1) Петр Борисович Ганнушкин (1875—1933) -- психиатр, основатель крупной школы отечественной психиатрии. Создатель концепции малой психиатрии, учения о психопатиях (пограничных состояниях между психической нормой и патологией).
Tags: вести-новости
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments