— Среди церковных людей есть те, кого можно назвать маргиналами. Истерия с ИНН, митинги против «душевредных» концертов, нагнетание апокалиптических настроений, с одной стороны, выглядят смешно, поскольку бороться таким способом со злом еще наивнее, чем сражаться с ветряными мельницами. А с другой стороны, это выглядит печально, потому что складывается впечатление, что раз дядьки с окладистыми бородами и хоругвями протестуют против концерта Мадонны, то этот протест санкционирован Церковью. Так что это за протестные группы такие? Они сами по себе возникают или это кому-то выгодно — попытаться вдавить Православную Церковь в маргинальную нишу?
— Думаю, ответить на вопрос, откуда эти люди берутся, достаточно легко. В любом обществе, благополучном и неблагополучном, здоровом и не очень здоровом — хотя, наверное, здорового общества сейчас и не найдешь нигде — существует процент людей, которых объективно можно назвать маргиналами. И я не думаю, что внутри Церкви этот процент выше, нежели за ее пределами, хотя, наверное, никто такого исследования не проводил. Просто в светском обществе человеческая маргинальность имеет более разнообразные проявления, поэтому трудно представить в нем маргинальные элементы как нечто целое, собранное вместе. А люди с маргинальным сознанием внутри Церкви больше тяготеют к тому, чтобы собираться вместе и проявлять себя каким-то схожим образом, поэтому их сразу видно...
— Почему же такая подмена происходит? Разве православным больше нечем заняться?
— Заняться как раз есть чем — собой, но гораздо легче обличать что-то внешнее, чем свое собственное и трудиться над собой; отсюда и подмена — создание иллюзии подвига. Понимаете, у верующих людей есть некое и совершенно правильное ощущение того, что в христианской жизни должен присутствовать подвиг. Но идти путем подвига ох как трудно, тем более если говорить о нашем времени, когда в первую очередь от человека требуется подвиг, заключающийся не в посте, не в бдении, не в таких экзотических видах подвижничества, как ношение вериг или стояние на столпе...
Здесь есть еще один момент… Дело в том, что маргиналами в Церкви могут быть не только миряне. Маргиналами могут быть и некоторые пастыри — и бывают. Некоторые из них со временем вообще отделяются от Церкви, уходят из нее из-за каких-то конфликтов со священноначалием, из-за желания «жить самостоятельно». А некоторые в Церкви так и пребывают, и кто-то по совету с ними такие вот дебоши на улицах устраивает.
Journal information