Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Оглашение — это не «система образования» с жёсткой программой

Накануне конференции, посвящённой осмыслению основного, второго этапа оглашения, газета «Кифа»
попросила о. Георгия Кочет­кова ответить на несколько вопросов



В конце 1970-х из индивидуальной формы оглашения и оглашения в малых группах, практиковав­шейся Георгием Кочетковым, родилась регулярная катехизация в боль­ших группах. Поводом стала обращённая к нему просьба отца Аркадия Шатова помочь в подготовке прихожан к креще­нию. Так в 1979 году появилась первая огласительная группа. Это потребовало осмысления опыта индивидуальной ка­техизации и приведения его в некоторый порядок, в систему. Результатом стало возникновение программы оглашения (в настоящее время это программа вто­рого этапа), которая имела несколько направлений.

Во-первых, она состояла из 14 (в какое-то время — из 16) тем, помогавших катехумену ознакомиться со всей полно­той православной традиции по основным вопросам. Темы возникли из Символа веры. Слушая их, человек внутренне подготавливался к тому, чтобы обще­церковный Символ веры становился его личным, внутренне ему близким и понят­ным. Кроме этого, оглашение предпола­гало серьёзные этические требования, предъявляемые катехумену. Это каса­лось принятия и исполнения им в своей жизни Закона. Естественно, катехумены участвовали еженедельно в вечерних и утренних богослужениях. Необходима была и личная молитва своими словами.

Через какое-то время к этому ком­плексу добавилось таинствоводство (третий этап, мистагогия), а ещё через какое-то время первый этап — оглашение «слушающих».

Накануне конференции, посвящённой осмыслению основного, второго этапа оглашения, мы попросили о. Георгия Кочет­кова ответить на несколько вопросов.

* * *

Второй этап — это самая ранняя, появившаяся прежде других часть разработанной Вами системы оглашения. Значит ли это, что она самая главная и без неё нельзя обойтись? Вы говорили, что есть люди, которым можно вместо третьего этапа прочитать несколь­ко книг. А вместо второго можно ли дать человеку книгу или нужно обязательно живое общение, чтобы что-то произошло? И что именно тут должно произойти?

Священник Георгий Кочетков: Живое общение нельзя заменить ничем и никогда ни на первом, ни на вто­ром, ни на третьем этапе оглашения, как и вообще в человеческой жизни. В этом смысле альтернативы ему нет. Когда в христианской жизни есть возможность что-то устраивать в реальности живого общения, то это всегда лучше.

Но, конечно, есть разница в степени экзистенциальности разных этапов оглашения. Первый этап в этом плане «наименее выигрышный», поэтому он и проходит в традиции нашей системы оглашения исключительно в интерак­тивной форме. Второй этап — это уже обсуждение определённых концептуаль­ных тем, довольно больших и трудных, над которыми люди бьются веками и тысячелетиями. На этом этапе нужно представить христианство на кериг­матическом уровне. Это возвещение Истины, возвещение Христова Слова, Христова дела, которое есть дело Отца. А третий этап — это область догматиче­ская. Сюда ещё входит всё, что связано с другими таинствами Церкви — таин­ствами литургическими и таинствами жизни (что особенно трудно), то есть с понятием о человеке и его призвании и с аскетикой... На эти темы написано много замечательных книг, поэтому если люди не вмещают материал тре­тьего этапа (а такое, увы, встречается нередко), то мы можем — конечно, не полностью, а только частично — сокра­тить его, как-то упростить с помощью богословской, аскетической и литурги­ческой литературы. Здесь есть доста­точно простые и в то же время глубокие книги. Конечно, это ни в коем случае не отменяет личного и церковного обще­ния. Поэтому даже тогда, когда мы ис­пользуем книги и переводим людей на режим индивидуального постижения таинств христианской веры, молитвы и жизни, мы всё равно не отменяем их участие в евхаристии, не отменяем совместных агап и встреч, где люди могут раскрыться сердцем, раскрыться душой. И это, конечно, невозможно заменить ничем. Таким образом, мы не противопоставляем разные этапы оглашения, мы предполагаем, что всё идёт с нарастающим итогом. Каждый катехизатор должен это знать.

Но это ведь не отменяет особой роли второго этапа в оглашении?

Священник Георгий Кочетков: Второй этап имеет центральное значение, потому что всё-таки основой является не та или иная концепция, не просто то или иное представление о христианской жизни и вере. Всё, что делается на втором этапе, — это фунда­мент христианской жизни. Это то, что нужно всем и всегда. Если без тонко­стей аскетического или догматиче­ского знания человек может прожить, не испытывая особых трудностей, то без Евангелия Христова, без любви ко Христу и без введения в основы христианской жизни прожить значительно труднее. Я считаю, что не случайно сложилось так, что второй этап стал главным, центральным, настолько важ­ным в церковном сознании, что даже в те века, когда по сути катехизации в церкви уже не было, всё-таки оста­вались рекомендации краткого огла­шения перед Крещением, оставались требования научить хотя бы основам, изъясняя Символ веры, евангельских блаженств и молитвы «Отче наш», да­вая понятия об основных заповедях как системе жизнеустройства человека. Эти вещи оставались всегда.

Tags: катехизация, свящ. Георгий Кочетков, христианство
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments