Кирилл Мозгов (mka) wrote,
Кирилл Мозгов
mka

Крупицы гармонии

Преображенское содружество малых православных братств
Крупицы гармонии

16 июня в часовне Свято-Филаретовского православно-христианского института члены Преображенского братства встретились с Юрием Норштейном, известным мультипликатором, создателем любимых многими мультфильмов «Ежик в тумане», «Цапля и журавль», «Cказка сказок» и др.


Встреча началась с просмотра эпизодов будущего фильма «Шинель» по одноименному произведению Н.В. Гоголя. Последовавшее обсуждение вылилось в разговор о творчестве и его смысле.

Творение «нового мира»

Ю. Норштейн рассказал, как в процессе создания «Шинели» обнаружил, что в ткань фильма вплетаются образы его собственного прошлого. С другой стороны, творчество предполагает практически ежедневное изменение.

В качестве примера того, как рождается и развивается замысел, прозвучал его рассказ о создании мультфильма «Лиса и заяц» (1973). В процессе работы над фильмом тема «у страха глаза велики» сменилась темой оскорбленного существа, потери веры в мир, в жизнь, в другого.

Одним из самых важных моментов в создании фильмом «нового мира» Ю. Норштейн назвал постоянное напряжение творчества.

Отвечая на вопрос о причинах недосказанности, печали в его фильмах, он назвал такой причиной неизбывную тоску по общей гармонии, по тому обществу, в котором каждый человек может жить и не бояться нападения сзади или сбоку, того, что он кому-то откроется и окажется заложником чьих-то тайных помыслов.

«Моменты гармонии очень кратки, но именно они дают взрыв такой силы, что потом уравновешивают для тебя все то драматическое или трагичное, что происходит в жизни», — завершил он.



Искусство и церковь

Разговор перешел к проблеме взаимоотношений церкви и искусства. Ю. Норштейн считает, что все искусство, по крайней мере, европейское и российское, вышло из двух книг — Ветхого и Нового завета. Поэтому его чрезвычайно огорчает непонимание того, что искусство имеет отношение к духовной жизни и не может схематизироваться в восприятии. Он вспомнил о том, как, зайдя в тупик в работе над «Шинелью» в 1987 году (работа был приостановлена на восемь лет), по предложению знакомого поговорил со священником, преподавателем Московской духовной академии. Но решить проблему тогда не удалось: для священника главным оказался вопрос — положительным или отрицательным персонажем является Акакий Акакиевич. В этом режиссер справедливо увидел позицию, скорее присущую марксистскому мировоззрению. В противовес ей он привел цитату из «Братьев Карамазовых»: «широк человек… тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей», показывающую, что идеологические схемы несовместимы с творчеством. «Персонаж», – сказал он, — «никак не может быть однолинеен, однозначен».

Отвечая гостю, ректор СФИ, духовный попечитель Преображенского братства профессор священник Георгий Кочетков отметил, что сейчас, к сожалению, современные люди, и верующие, и неверующие, часто успокаиваются на всякого рода идеологемах. Говоря об истоках творчества, о. Георгий добавил: «Мы не можем не связывать творчество с Богом, иначе мы не сможем определить творчество как величайшую глубину человеческого существования. Творчество для нас связано поэтому с личностью, свободой, любовью — с явлениями великой глубины, которые мы всегда связываем с Богом».

Относиться к другому как к святыне

На протяжении всей встречи разговор не раз возвращался к теме разрозненности и разъединенности людей — одной из острых проблем современного общества. «Жизнь была бы иной, если бы многие чувствовали свою сопричастность к другому, если бы люди, как писал Гоголь, относились к лицу каждого человека как к святыне», — сказал режиссер. Он также отметил, что обращение друг к другу «брат, сестра», принятое в православном братстве, является отражением именно такого отношения.

Продолжая диалог, свящ. Георгий Кочетков сказал, что творчество, как это показала братская жизнь, может быть присуще не только отдельному человеку, но и общностям людей, особенно общинам, связанным не внешними условностями, как первобытные общины или национальные общности, а общением Духа, откровением Духа. «"Где двое и трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф. 18:20) — удивительные слова Христа о том, что могут возродиться и личностные начала, и начала, которые на церковном языке называются соборностью», — отметил о. Георгий.

В завершение он от имени всех присутствующих поблагодарил Ю. Норштейна за встречу и теплое личное общение.
Дарья Макеева
Фото Александра Волкова, Александры Строцевой, Евгения Фоминых
Информационная служба Преображенского братства
Tags: культура
Subscribe
promo mka march 17, 2017 10:18 9
Buy for 20 tokens
Сто лет назад Россия лишилась царя. Сначала отрекся Николай II, а так как сына ему было жалко, и интересы семьи оставались для него превыше всего, то отрекся сразу и за наследника, переложив без предупреждения корону на брата. Младший брат последовал примеру старшего... Хаос нарастал, люди жили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments